А вы смогли бы,
Разорвав сердце надвое,
Боль свою превозмочь?
Если двоим, то-
Навеки
Или уже 
Никогда?
А? Строкой, смычком и гитарой
У вечности на краю
Растворяясь в любви безоглядной
И крича всему миру - ЛЮБЛЮ!!!
Как ты прекрасна, Светлана!!!
23+

К полному списку статей




Из сборника "Русская рок-поэзия" № 14, 2013 год 16:59 19 июня 2014
Спасибо Рэдрику Шухарту за присланную ссылку!
Уральский гос.пед.университет продолжает выпускать замечательный сборник "Русская рок-поэзия", в котором достаточно регулярно появляются статьи и о творчестве Дианы и Светы. В нынешнем сборнике их оказалось сразу три!!!
Одна из них нам уже известна: она прошла, так сказать, читательскую апробацию на нашем сайте: "Светлана Сурганова: принципы работы с чужими текстами" и принадлежит самому Рэдрику. Остальные же две скопируем к нам сегодня :)
автор: Фанни

ЛИРИКА РУССКИХ ПОЭТОВ XX ВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ РОК-ГРУПП «НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ» И «СУРГАНОВА И ОРКЕСТР»
  17:15 19 июня 2014,   автор:   Фанни 

Н.М. МАТВЕЕВА
Тверь

В настоящее время некоторые музыкальные исполнители выбирают в качестве текстов для своих песен стихотворения классиков. Если ранее мы старались выбрать наиболее востребованных исполнителями поэтов и рассматривали случаи исполнения различными музыкантами песен на стихотворения С. Есенина, В. Маяковского, А. Блока1, то в данной статье мы решили пойти от обратного и рассмотреть песни на стихотворения различных поэтов в творчестве какого-то одного исполнителя. Впрочем, исполнителей получилось два.
Наибольшее количество песен на стихи русских классиков XX века мы обнаружили в совместном творчестве рок-певиц Дианы Арбениной и Светланы Сургановой в группе «Ночные Снайперы», а также в последующем индивидуальном творчестве каждой из исполнительниц в рок-группах «Ночные Снайперы» (Арбенина) и «Сурганова и Оркестр» (Сурганова).
Совместно в группе «Ночные снайперы» Диана Арбенина и Светлана Сурганова исполнили песню «Сохрани мою тень» на стихи И. Бродского (альбом «Детский лепет», 1999). После ухода Сургановой группа «Ночные Снайперы» записала песню «Я сижу у окна» также на стихи И. Бродского (альбом «Тригонометрия», 2004), на концертах Диана Арбенина исполняет песню «Реквием» на одноименное стихотворение М. Цветаевой. Группа «Сурганова и Оркестр» исполняет песни «Неужели не я» на стихи И. Бродского (альбомы «Неужели не я», 2003; «Кругосветка», 2006), «Мне нравится» на стихи М. Цветаевой (альбом «Любовное настроение», 2005), «Путник милый» на стихи А. Ахматовой и современного поэта Т. Хмельник (альбомы «Любовное настроение», 2005; «Возлюбленная Шопена», 2005), «Я знаю женщину» на стихотворение Н. Гумилева (аль¬бом «Возлюбленная Шопена», 2005), «Ленинград» на стихи О. Мандельштама (альбом «Чужие как свои», 2009).
Применив к вышеперечисленным песням выведенную нами ранее на образцах целого ряда песен на стихи Есенина, Маяковского и Блока типологию изменений, происходящих при трансформации стихотворного тек-ста в песенный, мы получили следующие результаты.
1. Исполнитель оставляет исходный стихотворный текст без изменений.
К данному случаю относится песня Дианы Арбениной «Реквием» на стихи Марины Цветаевой. Ранее песня уже исполнялась Аллой Пугачевой, она же является и автором музыки. Песня не вошла в альбомы «Ночных Снайперов», распространяется в качестве записи с концерта 2008 года.
2. В тексте производятся незначительные изменения слов или используются повторы.
В творчестве групп «Ночные Снайперы» и «Сурганова и Оркестр» мы не нашли песен, относящихся к данному пункту типологии. Тем не менее, как уже отмечалось, граница между этим и следующим типами достаточно условна, а большая часть рассматриваемых нами песен относится именно к третьему (следующему) пункту.
3. Используется одно трансформированное стихотворение, в котором могут заменяться многие слова, переставляться и удалятьсястрофы; при этом содержание текста трансформируется.
К этой группе относится наибольшее количество песен: «Сохрани мою тень» и «Я сижу у окна» «Ночных снайперов» и «Неужели не я» «Сургановой и Оркестра» на стихи Бродского; песни «Сургановой и Оркестра» «Мне нравится» на стихи Цветаевой, «Я знаю женщину» на стихи Гумилева, «Ленинград» на стихи Мандельштама.
В песне «Я сижу у окна» на одноименное стихотворение Иосифа Бродского исходный текст претерпевает только два лексических изменения, также происходит компиляция стихотворных строк.

Так, стихотворение Бродского состоит из шести шестистиший, текст песни «Ночных снайперов» состоит из трёх куплетов и трёх припевов. В свою очередь, каждый куплет состоит из двух четверостиший, которые являются первыми четырьмя строчками каждого шестистишия из стихо-творения Бродского. Оставшиеся же две строчки, в свою очередь, образу-ют припевы (выше они выделены курсивом), после каждого припева повторяется предложение «Я сижу у окна», вынесенное в заглавие. Использование именно 5 и 6 строк каждого шестистишия для припева обусловлено тем, что в стихотворении Бродского они являются своеобразным рефреном, также начинаясь со слов «Я сижу у окна» (в 5 и 6 шестистишиях -«Я сижу в темноте»). Фраза «в обществе собственной грузной тени» во втором припеве заменяется на «в обществе своей грузной тени», а в начале третьего припева «Я сижу в темноте» заменяется на «Я сижу у окна в темноте». Оба эти изменения связаны с необходимостью уложить текст в формат определенного музыкального ритма. В конце предложение «Я сижу у окна» повторяется дважды, помогая плавному завершению песни.
Песню «Ленинград» на одноименное стихотворение Осипа Мандель¬штама, помимо группы «Сурганова и Оркестр», исполняли Тамара Гвердцители, Александр Буйнов и др., но первым исполнителем и автором музыки к песне является Алла Пугачёва, она же переделала текст стихотворения, который с 1977 года исполняется именно в этом варианте.

Вот что А.Б. Пугачёва рассказывает об этой песне: «Текст песни — переделанное стихотворение Осипа Мандельштама "Петербург". Я взяла эти строки, потому что хотелось донести состояние одиночества и страха: "Я на лестнице черной живу, и в висок ударяет мне вырванный с мясом звонок". Никто же не вдумывался в смысл. Никто не знал, что Мандельштам -человек, потерявший квартиру: его однажды затопили, и на двери у него висел ржавый звонок. Все воспринимали песню как мою исповедь: "Я еще не хочу умирать..." Петербург, при всем моем уважении к классику, плохо рифмовался, поэтому возник Ленинград. А стыдно мне за одну переделку: вместо "речных фонарей" спела "ночные". И теперь все так поют»2.
Отметим, что у Мандельштама есть две редакции стихотворения.
В первой редакции обращения к Петербургу оформлены повествовательными предложениями, тогда как во второй - предложениями восклицательными. Замена в поздней версии строки «У меня телефонов твоих номера» на «У тебя телефонов моих номера» указывает на характер эпохи, когда контролировался каждый шаг человека. Вторая редакция носит более отчаянный и зловещий характер- добавляется строфа «Узнавай же скорее декабрьский денек, / Где к зловещему дегтю подмешан желток», лирический субъект оказывается ближе к смерти — если в первой редакции он только искал адреса («я сумею найти адреса, / О которых твердят мертвецов голоса»), то во второй адреса у субъекта есть, и он уже ищет голоса мертвецов («У меня еще есть адреса, / По которым найду мертвецов голоса»). Это уже не тот Петербург, каким он был до революции - это уже Л¬нинград («Рыбий жир ленинградских речных фонарей»). В первой редакции реплики диалога выделены, и мы видим, как контрастирует первая ностальгическая реплика лирического субъекта и реплика его собеседника, возвращающая в суровую новую реальность.
Если Мандельштам обращается к ушедшему Петербургу, то Алла Пу¬гачёва, а за ней и Светлана Сурганова, обращается к Ленинграду. При этом у Аллы Пугачёвой такое именование города вполне естественно, так как песня написана в 1977 году, когда город на Неве носил имя Ленина, а у Светланы Сургановой, исполняющей песню в XXI веке, оно также носит ностальгический характер: обращение к Ленинграду— это обращение к прошлому. Так как исполнитель- женщина, в тексте происходит смена рода лирического субъекта («Я вернулась...» и т.д.). Чтобы соответство¬вать специфике построения песенного текста, производится перестановка строф. Песня состоит из двух куплетов и повторяющегося припева, каж¬дый припев, в свою очередь, состоит из двух четверостиший, первые две строчки каждого четверостишия — это первая строфа стихотворения Ман¬дельштама, выступающая своеобразным анафорическим рефреном. Тре¬тью и четвертую строку каждого из четырех куплетных четверостиший образуют по порядку 2, 3, 6 и 7 строфы стихотворения-источника. Если слова куплетов почти не изменяются (за исключением вышеупомянутых «ночных фонарей»), то припев состоит из повторяемых дважды трансформированных четвёртой и пятой строф стихотворения. Слово «Ленинград» повторяется дважды, чтобы текст укладывался в песенный ритм, из строч¬ки «По которым найду мертвецов голоса» исчезает слово «мертвецов», что можно объяснить как особенностями песенного ритма, так и интенцией к редукции негативной коннотацией данного существительного. Новый пе¬сенный текст по сравнению с источником становится более современным и менее трагическим, что подчеркивает также и манера исполнения — Алла Пугачева исполняет песню в относительно быстром темпе под вполне по-зитивную музыку, Светлана Сурганова же вносит в песню немного развяз-ную интонацию.
Рассмотрим песню группы «Сурганова и Оркестр» «Я знаю женщину» на стихотворение Николая Гумилева «Она», посвященное Анне Ахмато¬вой. Казалось бы, количественно данный случай можно отнести ко второму типу, но произведенные изменения слишком уж радикальны по смыслу.

В тексте песни производятся следующие изменения: во-первых, словосочетание «медной музыке стиха» во второй строфе заменяется на «тон-кой музыке стиха», что делает характер героини стихотворения также более утонченньм (музыка стиха, которой открыта её душа, представляется как тонкая и изящная, а не как громкая и пронзительная, производимая, к примеру, медными трубами). Во-вторых, в третьей строфе инверсия «на-звать нельзя» переходит в прямой порядок слов- «нельзя назвать», что сделано как для удобства слухового восприятия, так и для осовременива-ния песни. В-третьих, «И смел и горд - я к ней иду» в четвёртой строфе стихотворения в песне звучит как «Я смел и горд - я к ней спешу». Пред-положим, что замена союза «и» местоимением «я» сделана также в целях благозвучия, а замена нейтрального глагола «иду» глаголом «спешу» при-звана показать характер отношения нового лирического субъекта к своей возлюбленной — в песне он более привязан к ней, более в ней нуждается, чем лирический субъект стихотворения Гумилёва. В конце песни звучит музыкальный проигрыш, после чего повторяется первая строфа стихотворения, меняющая общую композицию: если в стихотворении она линей-ная, то в песне — кольцевая. Можно говорить о различном понимании отношений лирического субъекта и героини — линейном и кольцевом — двумя авторами - старым и новым.

4. При составлении текста песни используются элементы не-скольких стихотворений.
К данной группе мы отнесем песню Светланы Сургановой «Путник милый». Песня составлена из двух стихотворений- к стихотворению «Путник милый, ты далече...» Анны Ахматовой добавлены строки совре-менного поэта Татьяны Хмельник.
Стихотворение Анны Ахматовой состоит из пяти строф, в тексте пес-ни после четырех ахматовских строф следуют четыре строфы Татьяны Хмельник, придающие песне современное звучание и связанные с преды-дущими строфами на ассоциативном уровне («дракон-властитель»— «огонь», «ты уверен» и т.п.). Песню завершает последняя строфа стихотворения Ахматовой, отделенная музыкальным проигрышем и объеди¬няющая две предыдущие части в единое целое.
С текстом стихотворения Ахматовой также происходят некоторые изменения: «с тобою говорю» в первой строфе заменяется более современным и стилистически нейтральным «с тобой я говорю»; «здесь» во второй строфе заменяется на «там», указывая на изменение пространст-венного расположения дракона; в четвертой строфе «дерзкий смех» заменяется на «детский смех», меняя и характер лирического субъекта - у Ах-матовой он более дерзкий, у Сургановой- обладающий более мягким, возможно, немного детским характером.
Если в исходном стихотворении Ахматовой звучит голос только од-ного автора, то у текста песни группы «Сурганова и Оркестр» уже два автора. Светлана Сурганова формирует своеобразный диалог двух поэтов: классического — Анны Ахматовой - и современного — Татьяны Хмельник. Таким образом, в песне можно услышать голоса сразу трех авторов, каждый из которых вносит в нее элементы собственного мировосприятия, вкладывает собственные смыслы, в итоге становящиеся одним целым3.
Проанализировав случаи использования рок-группами «Ночные Снайперы» и «Сурганова и Оркестр» лирики поэтов XX века как текстов песен, мы увидели, как, обращаясь к классическим источникам, данные исполнители корректируют мысли предшественника через свое собствен-ное мироощущение и конъюнктуру времени, и в итоге передают слушате-лям как свое мироощущение, так и мироощущение поэтов. Предположим, что обращение к такому широкому кругу классических поэтов, в том числе таких «элитарных», как Иосиф Бродский, характерно, в первую очередь,для рок-музыки также в силу ее некоторой «элитарности» и сложности для понимания.

1 Об этом подробнее см.: Матвеева Н.М. Поэзия С. Есенина в современной песенной культу¬
ре: опыт построения типологии // Слово: Сборник научных работ студентов и аспирантов. -
Тверь, 2009. - Вып. 7. - С. 37-40; Матвеева Н.М. Поэзия В. Маяковского в современной рок-
культуре: группы «Сансара» и «Сплин» // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Екатерин¬
бург, Тверь, 2010. - Вып. П.- С. 183-189; МатвееваНМ. Поэзия С.Есенина и
B. Маяковского в современной песенной культуре // Филологические штудии. - Ивано¬
во, 2010. - Вып. 14. - С. 93-94; МатвееваНМ. Стихотворения С.А. Есенина и
В.В. Маяковского в современной песенной культуре: построение типологии // Слово: Сбор¬
ник научных работ студентов и аспирантов. - Тверь, 2010. - Вып. 8. - С. 150-154; Матвее¬
ва Н.М. Стихотворения Владимира Маяковского в песне Владимира Рекшана «Парикмахер /
Наш марш» // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Екатеринбург, Тверь, 2011. - Вып. 12. -
C. 104-110; Матвеева Н.М. Лирика Александра Блока в современной песенной культуре//
Слово: Сборник научных работ студентов и аспирантов. - Тверь, 2011. - Вып. 9. - С. 115—
119.
2 Цит. по ресурсу Алла Борисовна Пугачева. Сайт поклонников творчества Аллы Борисовны
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://alla.borisovna.ru/?paged=4.
3 Диалог двух поэтов в песне Сургановой подробно проанализирован в работе: Шухарт Ред-
рик. Светлана Сурганова: принципы работы с чужими текстами [Электронная статья] // Диана
Арбенина. Светлана Сурганова. Всем абсолютным сталеварам: неофициальный сайт поклон¬
ников творчества «Ночных снайперов» - Режим доступа: http://aprelpp.ru/1hink/749.
© Н.М. Матвеева


***
По техническим причинам мы не можем воспроизвести на сайте тексты песен и стихов, приведенные для сопоставления в две колонки.
Прочитать полную версию текста статьи можно по адресу: http://journals.uspu.ru/attachments/article/630/34%20%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0.pdf


Отредактировано 17:25 19 июня 2014 Фанни
СЕМАНТИКА ЗАПАХА И ЕГО ФУНКЦИИ В ПЕСНЯХ ДИАНЫ АРБЕНИНОЙ
  17:54 19 июня 2014,   автор:   Фанни 

А.В. ЮРЧЕНКО
Луганск

В тандеме со Светланой Сургановой Диана Арбенина вошла в русский рок в начале девяностых годов прошлого века. Начав как акустический дуэт со свойственными бардовским настроениями, Сурганова и Арбенина постепенно стали одними из важнейших фигур современной рок-культуры. Первые записи коллектива, получившего тогда название «Ночные снайперы», датируются 1994 годом. Спустя почти десять лет группа стала действительно известной, покорив слушателей хитом «Тридцать первая весна». С течением времени музыка выходила для девушек на первый план, но тем не менее они не забывали и о литературе. Под эгидой «Ночных снайперов» выходили книги со стихами и сборники песен («Патронташ», «Дрянь», «Цель», «30 песен "Ночных снайперов"»). Позже, когда союз Арбениной и Сургановой в 2001 году распался, каждая из них продолжала писать и выпускать книги. Сурганова в 2012 году выпустила книгу «Тетрадь слов», в которой читатель находит как тексты песен альбомов, выпущенных Сургановой в отдельности от «Ночных снайперов», так и её - как она их называет — «стихийные стихи». Арбенина, в свою очередь, выпустила три литературных сборника: «Дезертир сна» (2007), «Колыбельная по-снайперски» (2009), «Аутодафе» (2012). Все сборники (за исключением «Колыбельной по-снайперски») содержат тексты песен и стихи, или, как их называет автор, «антипесни». В последний же сборник, вышедший в 2012 году, кроме того, входит либретто спектакля «Мотофозо». В своём творчестве Арбенина часто прибегает к упоминанию запахов. Она, подобно герою Зюскинда Жан-Батисту Греную из романа «Парфюмер», методично описывает запах и аккуратно относится к нему как к одному из видов мироощущения лирического героя её «антипесен» и песен.
Целью данной статьи является определение значения запахов и их функции в текстах песен Дианы Арбениной.
Объектом нашего исследования стали как неизданные, так и изданные композиции рок-исполнительницы, вошедшие в альбомы «Капля дёгтя / В бочке меда» (1998), «Детский лепет» (1999), «Рубеж» (2001), «Цунами» (2002), «Тригонометрия» (2003), «SMS» (2004), «Тригонометрия-2» (2005), «Koshika» (2006), «Бонни&Клайд» (2007) и «Армия2009» (2009).
В текстах песен Арбениной запах представляет собой отдельный компонент, связанный с событиями, речь о которых идёт в той или иной композиции, но не являющийся смыслообразующим.
Проанализировав литературное творчество певицы, мы выделяем несколько значений запахов.
1. Запах как признак родственности и романтики. Под этим мы подразумеваем любовную лирику Арбениной, в которой лирический герой находится в состоянии влюблённости. Одним из ярчайших примеров этому служит следующая цитата:

.. .я никогда не говорил «люблю тебя» — смущался. ...ты пахнешь запахом моим...
«Бонни&Клайд»(1)

В данном примере запах передаёт родство и единство лирического героя и субъекта, которому посвящены эти строки. Запах в данном случае -это нечто невидимое, что объединяет и роднит двух людей, что несёт в себе заряд любви и самоотдачи. Благодаря упоминанию о запахе автор передаёт глубину романтических чувств между Бонни и Клайдом, что является неотъемлемым элементом одноимённой истории.
Другой пример:

... обними меня последний раз. запах твой вкуснее молока на небе.
я прошу тебя - не медли!
«Грусть»(2)

Здесь через запах молока передаётся чувство нежности и любви. Бо-лее того, в данном случае слушатель и читатель может провести параллель с материнским молоком, которое символизирует - как неразрывность матери и ребёнка- родство лирического героя Арбениной и адресата этих строк. И к тому же белый цвет молока является признаком чистоты и прозрачности отношений.
В тексте песни «Ууу» мы наблюдаем похожую ситуацию: запах в ней так же отождествляется со вкусом, в чем прослеживается необыкновенная родственность, любовь, самоотдача лирического героя:

...ты мне сегодня будешь сниться. я знаю запах твой на вкус.
навеки однопланетяне с тобой разбросаны по миру. я не забуду не покину, я таю таю без тебя (3)

Песня «Не кури при мне» («Люблю запах осени») несёт в себе одновременно два запаха: запах яблок и запах сигарет:

... люблю запах яблочный, надкусывать брызгами, гадать поцелуешь ли. ну поцелуй меня! сигареткой помечены твои губы капризные... ... люблю запах осени, огонь штурмует леса, прошу не кури при мне не кури при мне (4)

В данной цитате под запахом надкусываемого с брызгами яблока автор подразумевает тяжесть ожидания— «поцелуешь ли». Запах сигарет-«сигареткой помечены / твои губы...» - говорит о том, что ожидание было оправданным и ненапрасным. То есть в приведённом примере запахи являются не только символами, но и завуалированным движением сюжета.
Однако иногда для описания угасших романтических чувств и любви поэтесса также касается запахов:

он был печальный и серьёзный: он вернулся к жене цветы по-прежнему не пахли на немытом окне, как на войне подумал он... «Бу-бу»(5)

В данной композиции как не имеющие запаха цветы, так и немытое окно, на котором они находятся, подчеркивают монотонность и скучность жизни того, кто «вернулся к жене», подчеркивают тот факт, что «он был печальный и серьёзный». То есть прямое описание происходящих событий подкрепляется идущими параллельно ощущениями и запахами.

2. Запах как символ единения лирического героя с природой и / или способ её описания. Одна из часто встречающихся тем в творчестве Дианы Арбениной - любовные отношения и природа. Эти два компонента неразрывны и дополняют друг друга. Одна из ранних песен певицы тому пример:

...мне в эту ночь не спится
запах
ночных костров заведомо приятен...
...а лето пахнет солнцем.
«Солнце»(6)

«Запах ночных костров» придаёт песне особую атмосферу романтики, передавая одиночество и бессонницу лирического героя, когда он ночью уходит из дома и сидит у костра, размышляя о прошлом, вспоминая всё, что произопшо. Упоминание лета в этой песне неслучайно. Это время года в текстах песен Арбениной часто символизирует расставание, одиночество и завершение определенного жизненного периода. Таким образом, лето, пахнущее солнцем, «запах ночных костров» передают грусть и печаль, наполняющие душу лирического героя.
Другой пример - песня «Черное платье (Первая песня для аккордеона»):

запахнет верхушками сосен, и станет небо высоким и мы затанцуем неловко...(7)
В указанной цитате лирический герой находится в ощущении чисто-ты, которое передаётся посредством описания природы.
Подобная тема продолжается в других песнях раннего периода творчества исполнительницы:

... и апрельский туман нервы теребя падает головой на тёплый гранит... пахнет гарью лесов и теплой травой...
«Когда горит свет»(8)

мой дом пахнет летом, я переживаю о тех, кто на марсе не загорает, такая большая-большая планета пахнет летом.

Кроме того, цитата из песни «На границе» иллюстрирует данную категорию:

я тебе подарю ломкий стебель травы тонкий запах смолы и немного хлеба
«На границе»(10)

В этой песне описываемый «тонкий запах смолы» передаёт тонкость чувств, желание подарить что-то лёгкое и необычное. Тем самым Арбенина подчеркивает единение с природой.

3. Запах как способ описания абстрактных понятий. Кроме запахов физических предметов в привычном понимании автор иногда прибегает к описанию так называемых абстрактных понятий, которые по своей сути не обладают запахами вообще. Например:

.. .пахнет русским фольклором хотя мой отец никогда не любил хлеба с солью свыше данную роль мы делили всегда пополам были сыты для нас приготовленной болью...
«Русский пассажир»(1)

Под запахом русского фольклора Арбенина, вероятно, подразумевает русскую культуру, глубокую, богатую и многогранную, которой противопоставляется строка о нелюбви к хлебу и соли — исконно русской традиции. Здесь следует обратить внимание на тот факт, что повествование ведётся в прошедшем времени, следовательно, можно предположить, что отца, о котором идёт речь, уже нет в живых. Поэтому песня пронизана отсутствием запаха- своеобразным опустошением, подкреплённым болью. Другими словами автор, прибегая к упоминанию о запахе, - что парадоксально — указывает на его отсутствие.
Другой пример:

.. .я тебе не спою, я тебе не скажу, как пахнет порох на полях любви.
«Уставшие глаза от войны»(12)

Запахом пороха на «полях любви» автор обозначает окончание любви, завершение отношений. Поля любви- вымышленное понятие, а значит, абстрактное. Арбенина не случайно использует в своих песнях тему любви. В одном из своих интервью она объяснила причину этого: «Все песни, они-то - о любви». Передать трагичность того, что связано с любовью, — это один из основных лейтмотивов творчества исполнительницы. И данный пример, в котором мы можем наблюдать один из случаев, когда поэтесса прибегает к упоминанию о запахах, еще раз подчеркивает её стремление проиллюстрировать невидимое глазу прозрачное чувство любви такими же невидимыми запахами. Это помогают читателю и слушателю глубже прочувствовать суть песни и сообщения, которые автор посылает посредством ароматов.
Другой пример, подчеркивающий подобную мысль:

...не говори о нас, не вспоминай о нас мускусом пахнет прошлое, ромом ботинки ни в коем случае не поцелую, всё остальное просто... «Что мы делали прошлым летом»(13)

Таким образом, запахи — неотъемлемая черта стихотворного и песенного творчества Дианы Арбениной. Она использует в текстах своих песен слова «запах», «пахнет», «аромат» и другие с целью метафорично передать настроения, завуалировать эмоции и переживания, о которых лирическому герою сложно сказать прямо и вслух. Творческий мир поэтессы наполнен различными нюансами — цветами и запахами, числами и местами. В её стихах «город пахнет любовью», а она сама же «этим летом пахнет собой». Так, подчеркивая вещи, на которые очень часто не обращают внимания, которым не придают значения, она показывает, насколько мир её творчества многогранен и непрост для понимания, а лирический герой - тонкая и уязвимая натура, которая всегда ищет любви и счастья.

1 Арбенина Д. Дезертир сна. - М., 2008. - С. 269.
2 Арбенина Д. Аутодафе. - М., 2012. - С. 60.
3 Там же. С. 59.
4 Там же. С. 122.
5 30 песен группы «Ночные снайперы» / Диана Арбенина, Светлана Сурганова. - М., 2002. -
С. 33.
6 Арбенина Д. Дезертир сна. - М., 2008. - С. 187.
7 Арбенина Д. Аутодафе. - М., 2012. - С. 143.
8 Арбенина Д. Дезертир сна. - М., 2008. - С. 270.
9 Арбенина Д. Аутодафе. - М., 2012. -С. 63.
10 Ночные снайперы 30 песен группы «Ночные снайперы» / Диана Арбенина, Светлана Сур¬
ганова. -М, 2002. -С. 11.
11 Там же. С. 5.
12 Арбенина Д. Аутодафе. - М, 2012. -С. 88.
13 Там же. С. 167.
© А.В. Юрченко
  13:36 24 июня 2014,   автор:   nebo 

Спасибо.
В перечне поэтических сборников Дианы Арбениной, автор Юрченко А.В. упустил книгу "Катастрофически".

Отредактировано 13:37 24 июня 2014 nebo





статьи 
Из жизни привидений:
Все из рубрики »»
Dusya: Выборы, "электоральное поведение", итоги года и общая целесообразность.
Dusya: "Сливки с Огоньком"
Dusya: Бес'предельная осень
Dusya: 19 августа.
Dusya: Дважды в тему.
Материалы к сборнику очерков о стихах:
Все из рубрики »»
груша: Неужели не я
Олеся: Завоюй меня. Любовь ещё быть может…
Я_помню: Блюзы гор.
груша: "Я в этом марте, в этом марте навсегда..."
Фанни: О наших литературоведческих перспективах
Навстречу 15-летию НС:
Все из рубрики »»
Dusya: А давайте подумаем вместе!
наши мысли о них:
Все из рубрики »»
Редрик Шухарт: Е. А. Разумовская. Время и вещь (на материале поэзии С. Сургановой)
Фанни: Из сборника "Русская рок-поэзия" № 14, 2013 год
Буська: Из последнего моего про них...
Редрик Шухарт: "Армия" и "Довоенный билет"
Хемуль: Предновогоднее размышление. О них и обо мне.
ощущения:
Все из рубрики »»
Роза Залкинд Землячка: Посвящается Диане Арбениной: очерк-впечатление от концерта Ночных Снайперов 26 ноября 2016 в Ледовом дворце
Strannik: Письмо Странника
Ночной_Ёж: если бы Россия 37 была вдвое длиннее..
Talja: Светлане Сургановой
Редрик Шухарт: Ты разжигаешь огонь (Навеяно снайперским творчеством)
снайперский юмор:
Все из рубрики »»
Фанни: лирическое посвящение от Ольги Алексеевой
cpr: Паттерн - "Ехать вместе"
Сестра Милосердия: Робинзон - 2006
Сестра Милосердия: Глава Первая и Последняя, в которой обитатели Странного Места встревожены пожелтевшим документом
Сестра Милосердия: Про Это



Апрельский Альманах
(сборники 2003-2004гг.)
Просто жизнь...
Ощущения
Стихи

войти  ник:  пароль:    регистрация

© aprelpp.ru
0.037