А вы смогли бы,
Разорвав сердце надвое,
Боль свою превозмочь?
Если двоим, то-
Навеки
Или уже 
Никогда?
А? Строкой, смычком и гитарой
У вечности на краю
Растворяясь в любви безоглядной
И крича всему миру - ЛЮБЛЮ!!!
Как ты прекрасна, Светлана!!!
23+

«Легенды снайперизма» 
«Ночью в лесу»
К 20-летию Ночных Снайперов: ЛЕГЕНДА О МАГАДАНЕ
К 20-летию Ночных Снайперов: ЛЕГЕНДА О ПОЦЕЛУЯХ НА КОНЦЕРТАХ
К 20-летию Ночных Снайперов: ЛЕГЕНДА О СЕНБЕРНАРАХ
К 20-летию Ночных Снайперов: ЛЕГЕНДА О КОЛЬЦАХ
С днем рождения Светлану Сурганову! Звездные поздравления
С Днем Рождения Диану Арбенину! Звездные поздравления
ОМСК-1998
Папарацци: Александр Жданов
Полет Икара: воспоминания
Игры Высшей «Лиги»
Первые Легенды по-Снайперски
Чукотское детство Дианы Арбениной
Юность в Ягодном
«ОЛЕ, ЛОСЕВА!» - интервью времен «Рубежа»
Человек из прошлой жизни
Снайперы в Африке: воспоминания
«В этом городе живет небо…»
Хроника снайперского интернета
Арт-Коллегия.Вальран.Начало
Бу-бу - Ремарк, Платонов и плюшевая собака
«В газетах писали…»
Снайперские города и люди. Ольга Алексеева. Нижний Новгород
«Таланты и поклонники»
«Якобсон» или трудности перевода
Диана Арбенина. Второе интервью питерским независимым корреспондентам.
«У нас в классе не было девочки с такой фамилией...»
СИРИН и СИРЕНА
Светлана Голубева. Выход из Тени.
Петербург-Ярославль-Петербург
Они еще будут звездами, а пока..
Иван Иволга. Интервью Апрелю.
ТАЙНА «ДЕВУШКИ С БИТОЙ»
Москва - Питер - Москва: "когда пришли поезда"
Когда еще не было Снайперов...
Сергей Сандовский. Интервью.
К истокам снайперизма.Часть 2
К истокам снайперизма.Часть 1
Манифест "Снайперизма"
Снайперские гитары
Самая достоверная снайперская биография
19 августа 1993 в воспоминаниях Виолетты Суровцевой
Магаданская история
Вторая пуля
Вместо вступления
Сирин



17 июня 2008
Снайперы в Африке: воспоминания

Как вы думаете, где в Питере чаще всего можно встретить снайпера? Думаете - в тире? Ошибаетесь. В Африке. В крайнем случае - в Зоопарке…

(сентябрь 2000 г. Основные постулаты научного снайперизма. Второе ЛИСье интервью)

Петербургское арт-кафе «Африка» в истории «Ночных Снайперов» - одно из самых известных, практически культовых мест, наряду с «Засадой», «Зоопарком», «Чаплин-клубом»… У каждого коллекционера записей «старых», дораспадных Снайперов непременно имеется хотя бы несколько песен с тех легендарных осенних «африканских» концертов группы, из серии «прощания с акустикой». Те, кому посчастливилось застать «вживую» этот удивительный период, вспоминали его с неизменной ностальгией: даже 2001-2002 годы в сравнении с ним – это было уже «не то».

В нашей новой легенде мы попытаемся немного приблизиться к тому, что это было такое, какими были те, старые Снайперы, которых мы, узнавшие о группе только после того, как они появились во всероссийском теле- и радиоэфире, уже никогда не увидим…

Итак…

Что такое «Африка»?

Это был небольшой клуб в центре Петербурга, арендующий помещение студенческого кафе Академии физической культуры. Он не был музыкальным клубом в традиционном смысле этого понятия – с обилием аппаратуры и электроники, танцполом на несколько сотен зрителей. «Африканская» сцена была предназначена для акустических выступлений групп, известных некоторому довольно узкому кругу слушателей. Если мы попробуем найти те группы, которые в свое время более или менее регулярно выступали в «Африке», то большинству из нас их названия будут практически неизвестны: «Клевер», «Остролист», «Вереск», «Dartz»… множество других. Большинство из них относятся к одному музыкальному жанру – фолк-рок, основанный на кельтских, ирландских, шотландских мотивах. Проходили здесь и фестивали кельтской культуры.

На территории Академии физической культуры «Африка» проработала недолго: меньше трех лет. Новый руководитель учебного заведения решил закрыть кафе… Вот как рассказывается об этом в журнале «Музыка Петербурга»:

Весной 2001 года в Академии сменился ректор. Мы были готовы к переменам. Почти сразу же, в разговоре с нами, ректор сказал, что он против концертов, продажи в кафе пива и сигарет, будет закрывать Академию в 19.00 и охранять территорию злыми собаками. Не успели мы обдумать вышесказанное, как к нам пришли крепкие парни и сказали, что они от ректора. Затем сообщили нам, что по их мнению мы три года не платили аренду ("Африка" платила исправно), что у администрации нет с кафе никакого договора, а значит мы можем, взяв свои личные вещи, встать и покинуть помещение. После продолжительных дебатов с предъявлением договора аренды с предложением привлечь к спору органы правопорядка нам таки разрешили забрать часть принадлежащего "Африке" имущества. На сборы дали несколько часов. Собирались мы весело. Вечером крепкие парни вернулись и повесили на дверях большой замок. При таких обстоятельствах 15-го августа 2001 года Африка была закрыта.

В последующие годы предпринимались попытки открыть клуб снова, по новым адресам. Но только в этом году идея возрождения «Африки» обрела реальные очертания. 17 мая 2008 года в Санкт-Петербурге, по адресу: Набережная реки Фонтанки, 130 – состоится открытие возрожденной «Африки», в прежнем составе руководства арт-кафе, с сохранением, по возможности, прежней атмосферы заведения…

Незадолго до этого события, Апрель договорился об интервью с арт-директором как прежней, так и новой «Африки» Максимом Жерновым.

Наша справка:

Максим Жерновой – музыкант, представитель фолк-направления в русском роке, выступает с 1983 года. Играл в фолк-группах «Ингерманландия», «Ад Либитум» (вокал, гитара). В настоящее время – лидер группы «Вереск», автор большинства песен из репертуара коллектива. Организатор и участник петербургских фестивалей кельтской культуры. В 1999-2001 годах – арт-директор кафе «Африка».

Его рассказ о Снайперах в Африке мы предлагаем сегодня вашему вниманию.

- Расскажите, пожалуйста, о той, старой «Африке»: какие музыканты там выступали, как они туда попадали? И как, через кого, в свое время Вы вышли на Снайперов? Ведь они никогда не занимались фолком… Как было принято решение, что они Вашему клубу подходят?

- Арт-кафе «Африка» открылось в феврале 1999 года. Я, правда, первый раз был там в Новогоднюю ночь с 98 на 99-й год. Это было неофициальное открытие кафе. Юля Белецкая и Татьяна Рыбакова (они и были хозяйками заведения) взяли в аренду студенческое кафе в главном корпусе Академии Физической Культуры им. Лесгафта. У нас были общие друзья.

Музыка приходила туда постепенно. Вначале кафе ориентировалось на рок-н-ролл и блюз, в стиле «Money Honey», но однажды туда зашла группа «Ад Либитум» (в которой я тогда играл и пел). С этого момента там стали проходить концерты с участием музыкантов фолк-сцены Питера. Через несколько месяцев Юля предложила мне взять обязанности арт-директора на себя.

Мне ближе всего было направление фолк-музыки. По этому я старался регулярно предоставлять время выступления фолкерам. Меня не всегда за это хвалили, так как концерты фолк-музыки иногда не собирают большое количество слушателей. Но я не сдавался, понимая, что в Питере в то время было очень мало мест, где могли бы играть фолкеры. Ну и, разумеется, потому, что всегда был и продолжаю оставаться идейным фолк-рокером))

Нельзя сказать, что фолк был у нас приоритетным жанром. В арт-кафе была определённая политика: у нас были дни для фолка, были дни для экспериментальной музыки, мы приглашали популярные клубные группы, иногда выступали группы, исполняющие традиционную рок-музыку. Поэтому появление Снайперов не было чем-то исключительным.

Как они пришли первый раз...

Один из друзей нашего звукорежиссёра решил отметить в «Африке» какой-то личный праздник… может даже ДР. Он спросил - будет ли уместно, если он пригласит в этот день выступить своих любимых музыкантов. К стыду - я тогда ничего не знал о «Ночных Снайперах», так, пару раз название где-то ловил… Но мы легко договорились.

Помню этот день. Наши друзья забронировали пару столов и дружно отмечали... Вечеринка не была приватной, поэтому вскоре в зале стали появляться прочие зрители. Часам к восьми в «Африке» стало очень плотно. Музыканты опаздывали (у них был где-то на радио эфир).

Где-то в половине девятого я начал волноваться... Битком набитый зал. Непонятно, где музыканты и будут ли вообще... Начал тихо паниковать... Рядом оказался знакомый басист с инструментом. У меня тоже была гитара. Решив, что стоит хоть как-то выкручиваться, мы вылезли на сцену и начали общаться с гудящей публикой: «Мол, мы просим нас извинить за задержку… по слухам, музыканты опаздывают... скоро будут… А пока перед вами выступит группа... НОЧНАЯ МИШЕНЬ!» Ну и я затянул что-то из своего репертуара…

По-моему, на второй песне я засёк проскользающих мимо сцены Диану и Свету. Диана бросила на меня "косяк" и сказала: «Спасибо» :)

Потом был замечательный концерт. И первое знакомство с Творчеством НС не оставило меня равнодушным :) Что касается наших африканских девочек :)) так у них НС вообще были любимой группой. Да в общем-то, и все африканские мальчики также относились одинаково с теплотой))

Помню забавный случай. Иду со своим другом - одноклассником... год 99-й, вечером у Техноложки.

Смотрю - у ларька Диана со Светой.

Я: - О!!! Привет!! )))

Они оборачиваются: - О, привет, Макс... привет, Дима! :)

Я смотрю на друга... оказывается, он рулил на концертах Снайперов звуком ещё до «Африки», в клубе «Перевал». Они тоже были хорошо знакомы, а я не знал, хотел Диму познакомить)))

Главное, почему так акцентировались именно эти «африканские» концерты...

Когда артист выступает в клубе и чувствует не только симпатию аудитории, но и симпатию хозяев клуба - это всегда усиливает эффект клубного выступления. Это добавляет энергии музыканту. Музыкант знает, что зацепить хозяина заведения гораздо сложнее, чем публику, которая ещё к тому же пришла на тебя. Потому что для хозяина клуба - это ещё и работа... и музыки бывает очень много за неделю, месяц, год… начинаешь спокойнее всё воспринимать (знаю по себе).

Этот драйв идёт от артиста в зал, и обратно. Поэтому создавалось, наверное, необычное ощущение от тех концертов. Да и просто - в «Африке» было уютно, почти по-детски :) Но при этом и ощущалась африканская страсть))

- Почему прекратились выступления Снайперов в Африке? Кажется, последнее было в октябре 2000 года? Это связано с их полным переходом в электричество, или были другие причины?

- Да, где-то осенью они сыграли у нас в электричестве, и стало понятно, что это уже не наш формат, что это был звук для большей аудитории. Не для маленького клуба. А потом у них начался плотный график... ну, Вы и сами знаете.

Помню, как-то Снайперы зашли просто так, вечером, не для концерта. Мы пили коньяк, разговаривали, веселились и мечтали, что через пару тройку лет Снайперы сделают у нас в Африке ещё раз акустический концерт… закрытый… с дорогущими билетами… рублей по 500!!! :)

Потом контакты прервались. Группа рванула в Москву, а мы тоже вступили в новый период жизни...

семья, ребёнок, работа...

- А за их творчеством потом уже, Вы продолжали следить? Выход на радио, на телевидение, в разные шоу? Слышали ли их альбомы последних лет? Как относитесь к их сегодняшнему стилю?

Да, разумеется - продолжал следить. Видел и выступления по тв… на концерты, правда, не ходил. Я на концерты вообще, как правило, только на свои успеваю вырваться.

Насколько я знаю они совместно ничего не проводят… Разве что по отдельности.

- Кстати, совместные выступления запланированы на этот август - будет праздноваться 15-летие группы, и принято решение ненадолго объединиться!

Надо сходить... Может, удастся уломать на закрытую афте-пати)))

Альбомы слышал. Так как сам уже старый музыкант, то предпочитаю не высказываться о чужих работах. Что-то нравится, что-то записано не для меня…

- Многие из тех, кто достаточно близко общался со Снайперами в период до 2001 года, говорили, что жалеют об изменении в стилистике группы, об их переходе «на коммерческие рельсы». А как Вы считаете? Было бы им лучше оставаться акустическим дуэтом для узкого круга почитателей, или их переход в «масскульт» был закономерным?

- Это неправильно считать, что артист, музыкант, поэт и композитор САМ устраивает судьбу своего ТВОРЧЕСТВА.

Тут дело не в переходе на коммерческие рельсы... Этот процесс был неизбежен. Неизбежным был выход на БОЛЬШИЕ площадки. А чтобы завоевать БОЛЬШУЮ аудиторию там, надо было делать ЭЛЕКТРИЧЕСТВО. Иначе был бы сразу откат, мне кажется... То, что очень сильно чувствовалось в небольшом пространстве Клуба, могло не пробить тугоухость БОЛЬШОЙ аудитории.

Сейчас - думаю, что им уже гораздо проще выйти на БОЛЬШОЙ зал с акустикой. Главное, чтобы было с чем. И внутренне, и репертуарно. Это очень непростая творческая задача в уже не коротком музыкальном пути… Хотя... даже если выйти с ЛУЧШИМ - это будет большой победой!

Когда-то, после одного из концертов, я, будучи навеселе, несколько фамильярно в перерыве пристал к Снайперам с объятиями и комплиментами :) (не побили) Тогда я сравнил их песенное творчество с Вертинским... Диана несколько лет потом упоминала в интервью этот мой комплимент)))

Я действительно тогда так думал. Правда сказал на ломанном русском языке: что ТО, чем был Вертинский ТОГДА, ТО теперь ОНИ СЕЙЧАС))) Как-то так.

Сейчас мне сложнее их сравнить… Стилистически - сравнивать не интересно... а по внутреннему ощущению сложнее, потому что надо близко ощущать исполнителя, вживую, дышать с ним одним воздухом и жить его песнями.

Тогда это всё было. Сейчас нас разбросало по разным городам, а может даже странам…

- А если говорить о новой «Африке»... Какой, по-вашему, она должна быть? Какие группы Вы думаете приглашать из ныне действующих исполнителей? И возможно ли, что там снова появятся Диана или Света?

- Пока очень сложно что-то сказать… Для меня эта «Африка» - ещё неизвестно, какой будет... Помещение не очень большое – следовательно, это будут акустические концерты с небольшой подзвучкой. Это будет прежде всего арт-кафе. Не музыкальный клуб. Пока я общаюсь с друзьями фолкерами, с разными рок-исполнителями, которые могут позволить себе анплагт, или акустику в стиле квартирника.

Удастся ли воссоздать тёплую африканскую атмосферу: вот это – тот ещё вопрос, а от него многое зависит. Тогда мы все были моложе, беззаботней и веселее...

В общем, я решил делать, меня позвали, я буду стараться... но что получится - ответить сейчас не могу... не знаю.

Может Свету позову... как-нибудь закрытый концерт устроить для старинных друзей. Хотя, как отреагирует на встречу из прошлого – неизвестно. А с Дианой - как-то вообще контакт потерял… Если пересечемся как-нибудь - поговорим. И если к тому моменту Африка станет чем-то презентабельным в музыкальном плане (аппарат, звук, свет) - то думаю, что это вполне возможно :)

Люди-то в Африке остались те же!



войти  ник:  пароль:    регистрация

© aprelpp.ru
0.017