А вы смогли бы,
Разорвав сердце надвое,
Боль свою превозмочь?
Если двоим, то-
Навеки
Или уже 
Никогда?
А? Строкой, смычком и гитарой
У вечности на краю
Растворяясь в любви безоглядной
И крича всему миру - ЛЮБЛЮ!!!
Как ты прекрасна, Светлана!!!
23+

«Легенды снайперизма» 
Точка на карте: галерея »Борей»
«Ночью в лесу»
К 20-летию Ночных Снайперов: ЛЕГЕНДА О МАГАДАНЕ
К 20-летию Ночных Снайперов: ЛЕГЕНДА О ПОЦЕЛУЯХ НА КОНЦЕРТАХ
К 20-летию Ночных Снайперов: ЛЕГЕНДА О СЕНБЕРНАРАХ
К 20-летию Ночных Снайперов: ЛЕГЕНДА О КОЛЬЦАХ
С днем рождения Светлану Сурганову! Звездные поздравления
С Днем Рождения Диану Арбенину! Звездные поздравления
ОМСК-1998
Папарацци: Александр Жданов
Полет Икара: воспоминания
Игры Высшей «Лиги»
Первые Легенды по-Снайперски
Чукотское детство Дианы Арбениной
Юность в Ягодном
«ОЛЕ, ЛОСЕВА!» - интервью времен «Рубежа»
Человек из прошлой жизни
Снайперы в Африке: воспоминания
«В этом городе живет небо…»
Хроника снайперского интернета
Арт-Коллегия.Вальран.Начало
Бу-бу - Ремарк, Платонов и плюшевая собака
«В газетах писали…»
Снайперские города и люди. Ольга Алексеева. Нижний Новгород
«Таланты и поклонники»
«Якобсон» или трудности перевода
Диана Арбенина. Второе интервью питерским независимым корреспондентам.
«У нас в классе не было девочки с такой фамилией...»
СИРИН и СИРЕНА
Светлана Голубева. Выход из Тени.
Петербург-Ярославль-Петербург
Они еще будут звездами, а пока..
Иван Иволга. Интервью Апрелю.
ТАЙНА «ДЕВУШКИ С БИТОЙ»
Москва - Питер - Москва: "когда пришли поезда"
Когда еще не было Снайперов...
Сергей Сандовский. Интервью.
К истокам снайперизма.Часть 2
К истокам снайперизма.Часть 1
Манифест "Снайперизма"
Снайперские гитары
Самая достоверная снайперская биография
19 августа 1993 в воспоминаниях Виолетты Суровцевой
Магаданская история
Вторая пуля
Вместо вступления
Сирин



25 марта 2004
Вторая пуля

«Вторая пуля» – это первый «студийный» альбом Снайперов. Уточню: из известных широкой публике на сегодняшний день. А завтра – мало ли что может обнаружиться? Конечно, «студийным» его можно назвать весьма условно: «студия» представляла собой микрофон, привязанный к бильярдному столу, бытовой магнитофон и нечто, называемое «звукосниматель».
«Вторая пуля» - альбом с историей. Тоже, практически, легенда Снайперизма. Он был записан в 1995 году. В качестве подарка «на день рождения одной общей знакомой». Да, везет же некоторым «знакомым»… Кстати, до сих пор неизвестно – кто это был? Скажете, неважно? Да нет, важно… Ведь, судя по некоторым упоминаниям в интервью, после того как Снайперы вручили этой знакомой свой подарок, у них не осталось даже копии альбома! Из чего логично предположить, что многократное переписывание и последующее массовое распространение этого альбома пошло как раз с того единственного подарочного экземпляра. Так будем же благодарны этой неведомой знакомой, поделившейся с нами этим бесценным подарком!
Та запись, которая досталась мне (в мае 2003 г.), на удивление, довольно неплохого качества. Хотя вообще-то, мои требования к качеству звука минимальны: единственно – чтобы слова можно было разобрать; я даже «Дохлого Сурика» неочищенного могу слушать без судорог (ну это так, к слову). Но тем не менее, полагаю, что со «Второй пулей» мне все же повезло, учитывая многочисленные сообщения о том, что у других этот альбом заполнен треском, шипением и прочими помехами.
Есть ли у этого альбома какая-то общая мысль, единая концепция? Пожалуй, нет. По крайней мере, я ее уловить не могу. Так же как нет ее, по всей видимости, ни на одном Снайперском альбоме, кроме разве что «Цунами». Поэтому и представляются необоснованными высказывания Дианы, когда на вопрос о том, почему не переиздается «Вторая пуля», она отвечает, что считает ее несостоятельной по причине отсутствия этой самой единой концепции, и потому вообще не считает «Вторую пулю» альбомом.
На альбоме 37 песен. Больше просто не помещалось на кассету. Продолжительность звучания – 89,5 минут. Исполнение в формате «музыкального минимализма» – гитара, скрипка, вокал. Плюс изредка перкуссия - бубен. (Ну и что еще надо для счастья? Ну и зачем их понесло в электричество? Вопрос риторический.) Жанр – трудноопределяемый. Рок, бард, шансон, романс… да мало ли… в общем, что угодно, только не попса. И это главное. Почти половина из вошедших во «Вторую пулю» песен (я насчитала 17, но могу ошибаться) позднее вошла во многие официальные Снайперские альбомы. Возможно, что рано или поздно будут изданы и все остальные.
Из всех песен только 3 принадлежат Свете. «Солнце погасло», «Так начинался день» и «Ты». Но голос ее слышен постоянно – то как мощные бэки, то в форме классического снайперского двухголосия. А также – большая редкость! – она исполняет одну из песен Дианы, «Мой отец». Почему на альбоме так мало песен Светы? Ведь в 95 году еще и речи быть не могло о какой бы то ни было «арбенизации»? Полагаю, причина в том, что многие песни Светы к тому моменту уже были записаны: это упомянутый выше «Дохлый Сурик» (рекорд, между прочим – там аж 43 песни!). И на основании этого Снайперы решили включить в альбом только то, что ранее записано не было.
Перейдем непосредственно к песням.
Открывает альбом совершенно забойная «Тугая ночь». Великолепное двухинструментальное вступление позволяет каждому человеку, пораженному Снайперизмом, даже не зная эту песню, с первой же ноты безошибочно определить, что это – они, и никто другой, настолько специфично такое исполнение. Вот про эту песню я думаю, что как раз ее бы и следовало записать в электричестве. Удивительно мощная вещь, бесконечно драйвовая, из которой можно сделать нечто тяжело-металлическое… Нет, ну а что, зря что ли в группу металлиста взяли? Пусть поработает…
Дальше следует забавная миниатюра «Ты тоньше». Кто-то говорил, что «самая акустическая песня Снайперов» - это «Бутылки»? Хм, а что тогда сказать об этих щелчках в качестве аккомпанемента? Самая оригинальная, наверно, из Снайперских песен.
«Русский пассажир» – а вот это на «Капле» нравится больше… Там такое двухголосие... а здесь его Диана одна поет. Что необычно – аранжировка совершенно не изменена. Такие же великолепные проигрыши! Текст «Пассажира» – имхо, одно из лучших поэтических произведений Дианы.
«Гости мои». Минимальное музыкальное оформление в начале… Песня такая изысканная… Не вполне понятные узоры слов – вокруг них замечательно выписывает вензеля скрипка… и гитара – как журчащий фон, тихий и спокойный, почти незаметный. Кстати, такое же оформление присутствует и еще на нескольких песнях альбома. Вот, например, «По твоей земле» по оформлению очень похоже. Правда, в припеве звучит несколько громких гитарных аккордов, но все же гитара здесь – только фон, а ведущая роль – у скрипки.
«Всегда». Двухголосие припева... Как же замечательно сочетаются их голоса! И насколько они здесь похожи! И насколько разные песни в этом альбоме! Полная противоположность предыдущей. А Света осваивает перкуссию…
«Джаз». Здесь Диана зачем-то пытается петь на несколько тонов ниже, чем обычно. И совершенно напрасно, по-моему. Ее голос пока с этим не справляется. Кстати, во многих песнях этого альбома Диана искусственно пытается петь более низким голосом. И в большинстве случаев это получается не очень удачно. Вот, например, «Париж» - тоже слишком низко, но насколько ярче и звонче звучит ее голос в тех строчках, где мелодия идет вверх! Также в «Шаг за шагом» и «Песне юнкера» наиболее явно проявляется неадекватность голоса взятой тональности.
Вот зато в «Рядом с тобой» голос Дианы разворачивается в полную силу. Здесь уже она поет так, как мы можем слышать на последних альбомах… Вот эта и еще «Тугая ночь» – мои любимые песни с этого альбома. Хотя стиль песни – что-то между дворовым «городским романсом» и Высоцким. И как всегда с нетерпением жду проигрыша… точнее не проигрыша – а как эта часть произведения называется, заключительная? Это скрипичное соло я люблю больше всего на этом альбоме. И, пожалуй, больше всего из всех Светиных «сол».
Вернемся к рассмотрению песен по порядку. Дальше - снова на контрасте: после такого энергичного, напористого «Джаза» - трогательнейшая «Регги»… И так же как в «Тригонометрии» слова как будто произносятся с усилием, через сжимающееся горло… А вообще, оказывается, эта песня почти не изменилась. Хотя здесь, возможно, и меньше чувства.
«Черный табурет». Просто агрессивная песенка, местами переходящая в рычание. А смысл ее текста я так и не поняла… И это, вроде бы, единственная песня Дианы, содержащая нецензурную лексику.
«Голубой слон»… Просто очаровательно. Особенно великолепные бэки «шам-да-бу-да…». Без них песня теряет столько… Да практически все теряет!
«Солнце погасло». А вот, наконец, и песня Светы. Нет, все-таки, ее голос я люблю больше. Пусть Диана больший поэт, пусть песни из нее так и прут... Света более музыкальна. Так выразительно, голос гибкий, эмоциональный, и Динкины низкие бэки на подпевке. Мне принципиально непонятна позиция тех, кто датирует эту песню 96-м годом. Мало того, что она входит в этот альбом, записанный, повторюсь, в 95 г., так еще и по содержанию она совершенно явно относится к осени 93! Даже подзаголовок у нее имеется – «Предмагаданская»…
«Шаг за шагом». Здесь, как и в еще нескольких песнях альбома, Диана использует какой-то «не свой», вроде как театральный голос. Такой усталый, разочарованный… которым какая-нибудь тургеневская барышня с пренебрежительным жестом сказала бы: «Подите прочь…». Особенно в строчке «Очень жаль. Уходи» такая картинка представляется. И парадоксальным образом это сочетается с попытками какого-то полуцыганского подвывания.
Далее – любимая бандитами из ресторанов «Тоска»)))). Ну еще бы – скрипочка-то какая! И тоже цыганщина. Вообще не люблю такой стиль, шансонообразный, но здесь он – нечто иное. Здесь это искренне, по-настоящему. Да, подражание, всему сразу, и ничему конкретному. Сколько скрипки, как здесь, не будет больше, пожалуй, ни на одном Снайперском альбоме.
«Мой отец» – редчайший случай, когда Снайперы «меняются» песнями. Здесь Дианину песню исполняет Света. И имхо, у нее это получается лучше. Мягко и печально.
«По волнам» – здесь эта песня еще не имеет эпиграфа про «серебряный парус». Его не хватает. В остальном же – трудно сказать, какой вариант лучше: этот – или электрический.
«Когда горит свет» - мурлыканье… В некоторых строчках просто слышно, как Диана улыбается. Песня предваряется фразой: «Иногда по вечерам так хочется нежности, понимаешь?». На альбоме, кстати, присутствует еще две фразы. «ОК. Let's do it» перед «Лист филь» (На «Капле» эта вещь прозвучала веселее и задорнее, намного интереснее, благодаря саксофону Веры Дорн. А вот на «Тригонометрии» – утратила связь со своим изначальным названием, поскольку этого самого выкрика – «лист филь!» там уже нет.) И третья фраза – «Мсье, вы сбиваете с ритма весь квартал!» -предваряет веселейшую «Уп-тау-ду», где снова двухголосие на припеве и Светина перкуссия. Но здесь еще нет «Джамайки»! Песня заканчивается просто совместным завыванием – тоже, кстати, весьма симпатичным…

«Теряю силу» – изысканная вещица, что-то такое, классическое… 18 век)))) Особенно мелодия на двух первых строчках каждого куплета.
«Так начинался день». Света здесь поет ее немного жестче, чем на оф. альбоме. И на ее счет, хотя и очень нравится, как-то и сказать нечего… Просто слушаешь и тащишься))).
«Песня юнкера». Очень красиво скрипка на проигрыше подхватывает мелодию, продолжая линию голоса. Попытка белогвардейского романса. Вообще, трудно понять, почему она названа «Песня юнкера»… хотя определенное настроение, ассоциирующееся с этим словом, несомненно, ухвачено. Такие мальчики-солдаты, обреченные и благородные, хрупкие милитаристы... Здорово, по-снайперски.
«Я больше не ревную» - очередная дорожная... по темпу и ритму очень напоминает «Тугую ночь», как, впрочем, есть сходство и в содержании. Ночь, дорога, разлука…
«Да, да, да». Одна из самых откровенных Снайперских песен. Но нравится, несмотря на прямолинейность содержания. Состоит из двух частей, которые иногда исполнялись и по отдельности. Части отличаются и по содержанию, и по ритму, причем в музыкальном отношении первая часть мне нравится намного больше. Особенно фраза «а мы совершим первый полет, когда мы приедем домой» (самая классная в этой песне!) - опять в стиле – типа Высоцкого (по мелодии – абсолютно его «а с небосвода бесшумным дождем падали звезды»). А вот во второй части Диана опять не справляется с несколькими строками, взятыми слишком низко. И еще забавно: когда в припеве вместо «И говоришь ты мне…» в конце Диана произносит «И ты сказала мне..» – она просто с трудом выдавливает эти слова…
«Вечер в Крыму». Вот такой, грустный вариант этой песни, все же больше соответствует содержанию, чем стиль регги, такой как на «Живом». Вот здесь она действительно цепляет… А то как она ее сейчас исполняет – ну не знаю… здорово, но неадекватно.
«ТЫ». Снова Светина песня. Здесь они поют ее вместе. Эта песня вошла во многие альбомы, но этот вариант мне нравится больше всего. А уж сама песня… Если различать понятия «фанат» и «поклонник» по степени увлеченности объектом, то после «31 весны» я стала поклонницей «Снайперов», а после «Ты» - фанаткой. Так что вещь – судьбоносная.
«Я сижу у окна». Вот это – на «Тригонометрии» вышло лучше. И вроде совсем так же, а чуть-чуть иначе расставлены акценты – и уже по-другому. Ну, Бродский - это что-то такое, до чего просто надо дорасти…
«Ремень» – тоже бодрая, забойная вещь, но содержание так и не доходит. О чем эта песня? А вообще – звучит отлично!
«Завоюй меня» – одна из самых загадочных песен, замечательные образы, непонятные башни и флаги… Крик души… Интересно сопоставить цветовую гамму: здесь последовательно перечисляются: белые, красные, черные, синие флаги на башнях. А в стихотворении «Роза ветров», также имеющем деление на 4 части, роза – белая, красная, желтая, черная. Почти совпадает… Интересно, в чем смысл?
«Черно-белый король». Мелодия похожа на предыдущую песню…иногда так и кажется, что на припеве она опять запоет – «Завоюй меня»… А вообще, эта песня у меня никаких эмоций не вызывает, ни здесь, ни на «Лепете». Слова – да, красивые… но в принципе, песня проходная. То же самое могу сказать и о «Городах». Мелодия довольно невыразительная, интереснее текст читать, чем песню слушать…
«Я люблю того» – очень красивая, грустная зарисовка. Нравится, но кажется неоригинальным. В традиционном стиле женской бардовской песни.
«Пух». Музыкальное оформление – абсолютная цыганщина. Диана начинает немного в стиле Вертинского, потом эта аналогия исчезает. Грустно и весело одновременно. Как-то отчаянно. И наверно, фатально.
«Солнце». Красивейшее длинное вступление, и вообще, скрипичное оформление на высоте. Тоже одна из самых завораживающих песен, стихи с каким-то жутковатым, мистическим подтекстом… Вот это – первое «черное солнце» Дианы – ведь хотя песня и называется «Солнце», в ней царит темнота, вишнево-черная палитра… «Кристально-черный» - это вообще гениальная словесная находка! Хотя, полагаю, она бы не понравилась противникам «созерцательной красоты».
И завершается все грустной, спокойной миниатюрой «Только шум на реке». Хороший финальный аккорд для всего альбома.
Такой вот кратенький обзор замечательного, любимого многими альбома. Конечно, он заслуживает большего. Конечно, я была необъективна, и кое-какие замечания могут показаться резкими или необоснованными – но это все потому, что я не привыкла размышлять над этим альбомом… всегда просто слушала его, в полном восторге, и не искала слов для объяснений. Но все же – мне кажется неправильным, что он до сих пор почти не получил полноценных откликов от аудитории. Это – просто попытка.
Надеюсь, что мой пример сподвигнет и других на содержательный обзор староснайперского творческого наследия.

Автор рецензии - ФАННИ




Об "общей знакомой"
  23:49 13 апреля 2004,  автор:   Wohltat 

По моей информации копирование альбома производилось вовсе не тем человеком, которому он был подарен. Из источников ОБС (одна бабушка сказала :)) стало известно, что одаренный "Второй пулей" в какой-то момент лишился альбома (кто-то "одолжил", возможно этот кто-то и был распространителем)и только не так давно стал счастливым обладателем копии (по слухам примерно такой же заезженной, как и у большинства из нас)
пресса 

рецензия на "вторую пулю" от Phil'а  ~ добавил(а) Algo
все тексты "Второй пули", например, здесь  ~ добавил(а) Algo

войти  ник:  пароль:    регистрация

© aprelpp.ru
0.066