А вы смогли бы,
Разорвав сердце надвое,
Боль свою превозмочь?
Если двоим, то-
Навеки
Или уже 
Никогда?
А? Строкой, смычком и гитарой
У вечности на краю
Растворяясь в любви безоглядной
И крича всему миру - ЛЮБЛЮ!!!
Как ты прекрасна, Светлана!!!
23+

«Легенды снайперизма» 
«Ночью в лесу»
К 20-летию Ночных Снайперов: ЛЕГЕНДА О МАГАДАНЕ
К 20-летию Ночных Снайперов: ЛЕГЕНДА О ПОЦЕЛУЯХ НА КОНЦЕРТАХ
К 20-летию Ночных Снайперов: ЛЕГЕНДА О СЕНБЕРНАРАХ
К 20-летию Ночных Снайперов: ЛЕГЕНДА О КОЛЬЦАХ
С днем рождения Светлану Сурганову! Звездные поздравления
С Днем Рождения Диану Арбенину! Звездные поздравления
ОМСК-1998
Папарацци: Александр Жданов
Полет Икара: воспоминания
Игры Высшей «Лиги»
Первые Легенды по-Снайперски
Чукотское детство Дианы Арбениной
Юность в Ягодном
«ОЛЕ, ЛОСЕВА!» - интервью времен «Рубежа»
Человек из прошлой жизни
Снайперы в Африке: воспоминания
«В этом городе живет небо…»
Хроника снайперского интернета
Арт-Коллегия.Вальран.Начало
Бу-бу - Ремарк, Платонов и плюшевая собака
«В газетах писали…»
Снайперские города и люди. Ольга Алексеева. Нижний Новгород
«Таланты и поклонники»
«Якобсон» или трудности перевода
Диана Арбенина. Второе интервью питерским независимым корреспондентам.
«У нас в классе не было девочки с такой фамилией...»
СИРИН и СИРЕНА
Светлана Голубева. Выход из Тени.
Петербург-Ярославль-Петербург
Они еще будут звездами, а пока..
Иван Иволга. Интервью Апрелю.
ТАЙНА «ДЕВУШКИ С БИТОЙ»
Москва - Питер - Москва: "когда пришли поезда"
Когда еще не было Снайперов...
Сергей Сандовский. Интервью.
К истокам снайперизма.Часть 2
К истокам снайперизма.Часть 1
Манифест "Снайперизма"
Снайперские гитары
Самая достоверная снайперская биография
19 августа 1993 в воспоминаниях Виолетты Суровцевой
Магаданская история
Вторая пуля
Вместо вступления
Сирин



05 марта 2008
Арт-Коллегия.Вальран.Начало

Те, кто читал (и перечитывал) Апрельскую Легенду «ПЕТЕРБУРГ-ЯРОСЛАВЛЬ-ПЕТЕРБУРГ», возможно, помнят, что при установлении обстоятельств концерта начинающих Ночных Снайперов, называемого в народе: «Древнее супер-видео. 1998 год» мы узнали о существовании такого питерского художника как Валерий Николаевич ВАЛЬРАН…и даже познакомились с ним…

Оказалось, что в этом известном ролике Снайперы поют именно в галерее Арт-Коллегия, которую в тот момент курировал Валерий Николаевич. И что у него хранятся ВСЕ программки ВСЕХ мероприятий галереи со ВСЕМИ датами, со ВСЕМИ именами… и время каждого из концертов можно установить точнейшим образом, вплоть до минут.

…Разговаривая с нами в Ярославле, В.Н., разумеется, не помнил всех деталей… а документы были в его домашнем архиве Питере… Поэтому он любезно обещал их отсканировать и прислать… И даже приглашал в гости…

Мы от личного общения в Питере решили не отказываться…Ведь черт кроется в деталях. А мы пока владели только общими фактами…

Решимость отправиться в Питер была тогда для нас еще достаточно новым чувством… и требовала каких-то дополнительных аргументов в свою пользу … Когда же мы узнали, что в декабре 2005 года будет совместный концерт Светланы Сургановой и Елены Погребижской (Butch) в Порту… когда же нам решила составить компанию одна из моих милых родственниц… все, наконец, четко решилось…ЕДЕМ!!!

Вальран – сам по себе - человек крайне интересный и многогранный…отдельная песня, отдельная глава… Это мы отчетливо понимали уже тогда… Поэтому была некоторая робость: «Вдруг приглашение к себе было просто красным словцом?»… Поэтому электронное письмо с просьбой о встрече в Питере ему отправлялось с некоторым замиранием сердца… Но ответ пришел достаточно быстро и был лаконичен: «Жду вас у себя»… Мы просто прыгали от счастья и попросили всех сочувствующих нашему «предприятию» держать в этот день за нас «кулачки»…

АРТ-КОЛЛЕГИЯ.

Питер встречал нас своей слякотной околонулевой погодой…
Город был исполнен какой-то глубокой серьезностью и неординарностью… какой-то иной, элитарной культурой…
Почти в каждой подворотне здесь была своя арт-галерея… Практически каждый забор был оклеен афишами далеко не всегда попсовых исполнителей… Например, таких…

…На дорогих нам лицах почему-то часто была уличная грязь…Некто специально и целенаправленно, совершал молчаливый акт вандализма((( Так как видели это в самых разных концах города – человек такой был в Питере, увы, не один((((

О том, как прошел тогда совместный концерт можно почитать ЗДЕСЬ…
(В то время еще совсем ничего не было известно даже о замысле ни книги, ни фильма Е.Погребижской… Видимо, в таких вот совместных «акциях» идеи, собственно, и зарождались…

На другой день, вечером 16 декабря 2005 года, нас ждал Вальран…
Утро в городе на Неве можно было провести самым разным образом…
Но у меня был план…

Немного напомню, как в свое время «сроднилась» с роликом из Арт-Коллегии 1998 года, пытаясь понять – где же это все-таки было…

Как «…начала раз за разом прокручивать «Древнее супер-видео», часто останавливая изображение… Просматривать просто по кадру, по «сантиметру» с целью поподробнее разглядеть структуру помещения…

После этого я уже точно знала, что слева позади Светы есть ниша с роялем (???), а справа - в стороне от Дианы - подобие ниши и угол комнаты…Позади Снайперов за картиной на кадрах «Древнего супер-видео» – видна то ли нижняя, изнаночная сторона большой парадной лестницы, то ли скат крыши по типу мансарды…А вдоль него идет длиннющая батарея, на которой можно сидеть…Высота потолков изучаемого помещения определялась мною по кусочку потолочного плинтуса, показавшегося на мгновение, когда Света делала акробатические этюды и залезала на табурет, исполняя Jamaik’у…

Эта неизвестная, мифическая комната со временем так врезалась в мое сознание, что порой даже снилась…»

Теперь вы, наверное, поймете, почему «долгими зимними ночами»… неотступно владела мною крамольная мысль… уже зная точный адрес…. все-таки проникнуть в помещение, где был концерт, запечатленный в «Древнем супер-видео»… Ведь мало знать, где это было… Очень уж хотелось… увидеть это место СОБСТВЕННЫМИ ГЛАЗАМИ…

Мы точно знали, что прежней Арт-Коллегии там уже нет. Но стены-то должны были остаться?!?
Опасения, безусловно, были… Как-то нас на пушечный выстрел не пустили к территории бывшего детского летнего лагеря… Места, очень дорого для меня в определенный жизненный период… Непроницаемые секьюрити препятствовали даже нашим попыткам взглянуть на лагерь поверх закрытых ворот… И ладно бы – там отдыхали в тот момент дети… Нет… это был пустынный давным-давно кусок леса с неуклонно разрушающимися зданиями…

Приближаясь поэтому к помещению бывшей Арт-Коллегии я на всякий случай внутренне готовила проникновенные и убедительные слова, которые должны были бы растопить самое холодное и бдительное сердце любого охранника…

И вот мы приближаемся к нужному адресу… Таких зданий в Питере тысячи-тысячи-тысячи… Надпись под козырьком нас, безусловно, порадовала…Там совершенно четко было указано «Галерея ART-COLLEGIUM»

На почтовых ящиках внизу также повторялось уже полюбившееся название… На стенах , вдоль крутых лестниц вверх заботливо были расположены указатели со стрелками, не позволяющие сомневаться - галерея на самом верху…
И вот мы на месте… Вот она, нужная дверь…
С замиранием сердца нажимаем на звонок…деликатно ждем…тишина…
Опять звонок… ожидание… опять тишина…

Похоже, придется уйти ни с чем… Безнадежно…
И уже почти начав спускаться вниз, я вдруг решительно повернула и подошла к соседней двери с очччень солидной вывеской с иностранными буквами… Я же потом себе не прощу, если не использую даже мизерный шанс…

В ответ на мой робкий звонок лязгнул замок, дверь открылась… На пороге стоял высокий симпатичный юноша в тонких очках… Признаться, я в тот момент даже не поняла – способен ли он понимать по-русски…
От радости я стала выпаливать ему, забывая расставлять знаки препинания, все вперемешку…

Про Снайперов… Про Диану и Свету… Про фанатское видео… Про Апрель… Про Москву… Про Вальрана … Про Ярославль… Про Арт-Коллегию… Про то, что мы бы очень хотели хоть одним глазком…Но там никого нет…

Только много-много позже я пойму – что же было в моих словах и всем нашем облике теми единственно нужными словами, подобными «Сим-сим! Сезам! Откройся!»

Однако фокус получился… интеллигентный молодой человек внимательно выслушав нас, повернулся, прошел вглубь своего офиса и вернулся со связкой ключей…

О, боже! Вместе с ним проникаем внутрь…

Узкий белый корридор.. слева небольшая комнатка…справа – ниша с крючочками, где, видимо, оставляли верхнюю одежду посетители… Рядом - еще одна небольшая комнатка-кухня. И вот мы попадаем в достаточно большое помещение….одной из стен которого действительно служит просто скат крыши…да и потолок на той стороне зала также необычен…Мансарда, что и говорить…

Часть зала отгорожена большими опорами… позже узнаю, что пространство между ними называли аркой….

В зале чисто и пусто….
Белые стены кое-где хранили на себе крепеж и перетяжки – для подвешивания картин, которые в данный момент отсутствовали…

Сзади…как бы со спины… если стоять лицом к арке….невысокие окна выходящие во внутренний двор и практически смотрящие глаза в глаза соседнему, столь же высокому дому…

Кто-то из нас впивается глазами в каждую деталь помещения… кто-то снимает… кто-то спешно показывает впустившему нас благодетелю стоп-кадры с Древнего супер-видео, давшие старт столь необычному поиску...

Вы можете и сами все посмотреть ЗДЕСЬ (Видео ~ 10Mb)

Теперь отчетливо представлялось, как, видимо, сидел на полу неизвестный оператор… и с какой точки он тогда снимал кадры, ставшие уже хрестоматийными для Снайперской истории… По крайней мере, они уже давно с сайта фанатского видео перекочевали в официальную передачу Квартирник на О2ТВ… и вошли и в фильм Е.Погребижской, идущий даже по центральному телевидению…

(Хочу сразу сказать, что вскоре после нашего визита (но не в связи с ним!) на площадку с лестницы была установлена металлическая решетка. Вывеска с улицы в процессе ремонта была убрана. И добрый человек там уже НЕ РАБОТАЕТ!))))

И все же…
Мы увидели тогда … тогда мы увидели лишь пустые стены…

Что представляла собой когда-то Арт-Коллегия, что за дивный дух там царил, удалось узнать позднее…

Я долго размышляла – почему же существует этот самый «Неизвестный концерт»… Ведь к 1998 году у Снайперов уже была обширная аудитория… Ведь существуют даже очевидцы концертов тех лет, которые до сих пор скрупулезно выверяют и высчитывают до полусуток все-все-все выступления…
ИМХО, но именно с появлением в Снайперской жизни Вальрана девушки попали в какой-то иной, уже не местный, но глобально-культуральный контекст… как бы вышли на иную, более широкую орбиту… которая во многом даже и не пересекалась даже с их тогдашним кругом…
Позже, узнав, кто волей-неволей оказался «соучастниками» в одних мероприятиях со Снайперами, вы, скорее всего, поймете, о чем я говорю…
Список участников мероприятий в Арт-Коллегии воистину завораживает…

Это был золотой фонд русской культуры… Самобытные, не похожие ни на кого личности…Художники… Литераторы… Танцоры… Музыканты… Фотографы… Творцы, которых частенько не могли подломить под себя ни генсеки, ни президенты… Люди, ценившие духовную и творческую свободу выше материальных благ, и даже выше благоволения Родины… Порой имеющие возможность сохранить себя лишь на неуютной чужбине…
Это было в эпоху, когда только началось время, позволившее свободно, без риска для жизни выставлять свои произведения и публично петь, о чем хочешь…

Галерея Арт-Коллегия уже имела давнюю историю, когда в 1997 года Константин Троицкий стал директором галереи, а Вальран - куратором. Совместными усилиями была разработана выставочная программа галереи, которая стремилась выйти за рамки узко групповых интересов тех или других направлений и поколений художников и представить ландшафт современного петербургского искусства во всей возможной полноте.
"Арт-Коллегия" приступила к осуществлению ряда общегородских культурных программ и проектов, в которых участвовали художники, фотографы, писатели, поэты, музыканты, философы.
Именно тогда в Арт-Коллегию и пришли Снайперы

Подробнее об этом очаге культуры можно прочитать ЗДЕСЬ…. (MS WORD ~ 84Kb)

ВАЛЬРАН.

Вечером мы идем к ее заметному и долгому вдохновителю… к Вальрану…

Исторический центр города…Метро Чернышевская.
Эта же станция нужна и тем, кому на Кавалергардскую…
Идем полутемными улицами между оживающих или совсем умирающих зданий… Вот и нужный адрес. Забавный, но не очень старинный дом, где на первых 3-4 этажах работают всевозможные конторы, а вверху - в надстроенных в середине 60х - живут обычные люди…
Подъезд без лифта, ассоциирующийся у меня только с Питером… в виде пустотелой шахты, по четырем стенам которой идут длинные, все выше поднимающиеся лестницы…

И вот перед нами он…Валерий Вальран

Человек-легенда.

Это представление возникло у нас достаточно быстро…Еще в Ярославле… И с течением времени только углублялось и усиливалось…
Из уважения к его личности, достижениям и обаянию душа требует непременно называть его по имени отчеству.
Обычно он этого не любит. Говорит: «Давайте просто «Вальран»! Но на «Вы»…»
)))
И ведь он в чем-то глубоко прав… в такой своей самооценке…
Он легок, подвижен, мобилен, ироничен, цепок, свеж в восприятии и постоянно ориентирован на новое…
Он очень разговорчив, но терпелив и выдержан…
Умеет деликатно обходить скользкие темы… Нет, при этом он не скрывает ничего… Но вы просто и сами начинаете чувствовать – спрашивать более подробно… ну, не стоит…
К сожалению, он далеко не сразу вспоминает имена и фамилии даже тех людей, которых знает весьма хорошо…

Сейчас он носит огромный берет и длинный плащ…Инородный такой облик…
Напоминает одновременно сказочника и особу королевских кровей…
Умеет содержать в полнейшем порядке свой дом, даже когда живет один.
Вкусно кормит, отлично готовит… Любит не пирожные, а сыр…

А еще он всегда заваривает необыкновенный чай… Мы этим специально интересовались… Оказывается, он просто добавляет при заварке в чайник ... ЛАПСАНГ СУШОНГ… немного… иначе будет слишком… специально… и вам не понравится…

Коллеги о нем пишут примерно так:

«…Валерий известен в городе как прекрасный знаток и тонкий ценитель подлинности изображения. Независимо от природы таланта того или иного художника, независимо от степени разногласий с собственным творческим методом. Именно этим объясняется безусловный успех организованных Валерием Вальраном выставок и художественных фестивалей.
Безупречность инстанции вкуса сочетается с упорством в отстаивании избранного пути. Чем бы Вальран не занимался, он остается непримиримым врагом дешевой экспрессии. Есть своеобразное достоинство художника в стремлении быть ручейком, не желающим впадать в океан…»

Они видят в «…в этом живописце человека, в мастерской которого книги и звукозаписи занимают не меньшее место, чем мольберт, кисти и краски, а работа отражает задумчивость и не передает ничего слишком внешнего».

А вот, что он говорит сам о себе, обсуждая – надо ли продавать принты работ художников с их автографами, например в «Пятерочке»:
"Это целиком лежит в российской традиции - отрицательное отношение к такого рода продажам. Хотя в мире, например в Японии, в супермаркетах размещаются самые большие и престижные галереи. Я лично, так сложилось, работаю не на рынок (сиюминутная реализация), а на культуру - позиционирую отрицание рынка и незаинтересованность в нем, то есть инвестирую в будущее, в котором накопленный культурный и символический капитал обычно конвертируется в экономический».
Узнать другие сведения о Вальране и его проектах можно ЗДЕСЬ (rtf ~113Kb), где я просто собрала в одно место факты со всего Интернет-пространства…
А, впрочем, что это мы все вокруг да около?
Лучшей визитной карточкой человека на фанатском сайте должно быть его отношение… правильно, к Снайперам

Поэтому предлагаю вашему вниманию принадлежащий перу Вальрана анонс концерта Снайперов в галерее Арт-Коллегия в мае 1998 года.
Уж очень мне этот анонс нравится…

"...Мы будем там, где лето уходит в осень... Я вспоминаю тебя, мой Алмазный британец...Сохрани мою тень... Нужно что-то иметь позади...Тугая ночь обнимает меня за плечи...Выбросив горло в пролёт окна...Путь окончится мой в километре нуля... Глухая немота как звон железных крыш...Отсутствие глаз на твоём лице...Осени хочу... Я короную тебя любимая...Подари мне желание быть...Я не знакома с тобой, но я не оставлю путь, тот что ведет к тебе, раскрепощая путь...Мы будем там, где лето уходит в осень..."

Цитаты из песен "НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ", вырванные из контекста, уже поражают своей подлинностью. У них своя интонация и интенция. Это, если выражаться пошло и банально, - духовные поиски, путь к неведомому богу, который оплодотворён "женской психологией, ибо творчество вырастает из бессознательных бездн, в настоящем смысле слова из царства Матерей" (К.Юнг). Архетипичность творчества "НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ" почти осязательно проявляется в их концертах - пронзительный голос как звук порванной струны обретает глубины пропасти, через которую по алмазной нити канатоходцы-снайперы уводят своих слушателей к другим берегам. На постмодернистском фоне, где торжествует цитирование, вторичная обработка штампов массовой культуры, ирония, самоирония и карнавальная несерьёзность, "НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ» выглядят если не динозаврами, то белыми воронами. Их одинокое и серьёзное творчество в контексте тотального кривляния идентифицирует маргинальность нашей культуры, сумеречность сознания и маниакальную беззаботность. Все думают или делают вид, что они - на Венецианском карнавале, а мы уже давно на "Пире во время чумы".

В эпоху, когда отсутствие стиля считается если не достижением, то достоинством, иметь своё подлинное творческое лицо предосудительно. И здесь у "Ночных снайперов" изъян. Они ни на кого не похожи - отсутствие банальностей в текстах, музыкальная артикулированность и точность, аскетическая пластика движений напоминает ритуальные танцы страусов, увиденных в наркотическом трансе эскимосским шаманом на Северном полюсе.

Вальран, 1998 год.»

Заметьте… это написано аж в 1998 году.
Даже сейчас, когда Снайперы поют на Красной площади и занимают прайм-тайм на Первом канале – не услышишь таких оценок… А тогда, в 1998, это была просто пророческая проницательность и отменный вкус….

Не знаю… Мне вот даже хочется эти слова слова написать огромными буквами и развесить на фасадах двадцатиэтажек по всем районам столицы…
Или положить на музыку и почаще распевать…
Можно хором…

 

А тем временем мы входим в квартиру…
Говорят, это расселенная бывшая коммуналка… И на кухне здесь когда-то было три счетчика… три лампочки…три плиты… три стола...
Выясняется, что для истинно творческой личности, это совсем не является преградой… а вовсе даже наоборот…
Кроме того, по сургановским песням мы хорошо знаем, какими могли быть здесь «Содом и Гоморра»… что делают обычно в таких квартирах кошки… и как в итоге все-таки ведут себя дети…

Кстати о кошках…

Войдя в комнату, мы непрерывно рассматривали развешенные по стенам картины автора… Многие мы уже видели в виде сканов в Интернете… Были среди Вальрановских картин у нас уже и любимые…

Поэтому картину с полу-египетской кошкой на фоне питерских пейзажей мы встретили просто как родную… Именно эта кошка в свое время была на обложке программки выступлений Снайперов в Ярославском Художественном музее на проекте Петербург-Ярославль-Петербург в 2000 году…

И именно песни с таким названием исполняли тогда наши Девушки…

Оказывается, в реальности, картина достаточно большая…
Такую же, но размером с А4 мы видели сегодня утром на кухоньке в Арт-Коллегии … впоследствии выяснилось, это была давняя афиша…
Вот и Вальрана там давно уже нет, а дух его живет… живет…

Художник наблюдает, как мы вбираем в себя увиденное и тихо так говорит:
«Снайперы говорили…Что песня Кошка сочинена как раз под эту вот кошку…Но я не уверен…Может они говорили это, чтобы просто мне польстить?…»

« Сделать приятное…» - пытаемся успокоить или смягчить ситуацию мы.
Впрочем версию, о том что Диану вдохновила на песню имена эта картина, я слышала и позже от других людей…
Не знаю, лукавила ли слегка Арбенина…
Но, сверившись с Апрельской копилкой, отчетливо читаем: «Диана Арбенина. Кошка московская. 1998г.»
Что ж… по крайней мере, явного противоречия нет…
Да и мы с вами знаем, что никогда не поймешь – откуда «растут стихи»…
Поэтому если несколько обобщить этот момент до фазы «Вальран Снайперов вдохновил», то вполне можно на этом и успокоится…

Но картинная Кошка у нас не одна была «любимицей»…
Поэтому интересуемся, словно о старой общей знакомой:
ollkka :-…А где такая красивая картина с мифической Европой или Венерой на фоне питерского пейзажа…Мы ее точно в Интернете видели…
В: - Она в Англии сейчас…в Лондоне…- отвечает Художник.
ollkka :- Да, англичане понимают толк в истинной красоте…Она такая прелестная…Она там живет или гостит?- не унимаемся мы.
В:- Да-да…живет…

Наконец мы садимся на кресла у журнального столика… Вальран постоянно то входит, то выходит из комнаты, приносит и разбирает огромные стопы папок, заменяет их на новые…
Он непрерывно ищет материлы по Снайперам – перебирает коробки, конверты, программки…
Вообще-то разыскивались документальные фотографии мероприятий в Арт-Коллегии…а было их довольно много… На нужном месте – в папке МУЗЫКАНТЫ почему-то искомого не оказалось… (((
Но были кассеты… Были программки концертов со Снайперами…
Ох, не зря он нас успокаивал: «Что-нибудь обязательно найдем…»
Практически сразу, как только пришли мы тогда к Вальрану домой, встал вопрос - сможем ли мы «ухватить убегающее время за хвост» и как-то скопировать все без исключения эти раритетные материалы…

Ответ был быстр и краток: « Нет проблем! Я вам все отдаю, что надо. А вы мне потом их возвращаете.»

Я всплеснула руками: «Боже мой, неужели такие люди есть? Спасибо огромное! Некоторые из-за принадлежащей им мелочи порой так «трясутся» …Такие странные… А тут такие богатства! Почти целая сумка…»

В-: Ну, мы же занимаемся культурой…и вы, и я…»


Перебирая архивные материалы, Вальран существующие в единственном экземпляре дает только на копирование… Он постоянно что-то комментирует: ««Здесь был «Кавалер Глюк»…Вот здесь Соболенко играл… Вот Вавилонская башня…Это в Новый год обычно фестиваль такой… И открывают фестиваль Ночные Снайперы, видите?»

Что-то мы получаем насовсем, так как есть продублированные… для нас он всякий раз ищет программку почище, без подчеркиваний и выделений ручкой…

оllkka: «Да ладно, Вальран! Так даже интереснее – с пометками… Когда все уже точно проверено…»

А мы так и сидим у подножия невероятных картин… С неподдельным любопытством оглядываемся по сторонам…Вон у подножия старинной швейной машины висят селедочки-килечки маленькие… Из проекта «Кильк-Арт»…

Следует такой диалог:

ollkka :- Валерий Николаевич! А там кильки живые висят или искусственные?

В:- Искусственные… Да пойдите и посмотрите!… Была у меня и бижутерия из кильки … Например, серьга в виде кильки в ухе…


А вот в каталоге - это такие же кильки, но срезаны пополам, а во рту у них - это настоящий песцовый мех… А это кильки в масле…в настоящем масле…

ollkka :- А кто их делал?

В: -Я делал… Расписывал-то сам, а вот основу заказывал мастерам…

ollkka : «Можно я потрогаю? А то не верится…Смотри-ка! Как живые…»

В:- «Они каждый раз сильно облезают… после того, как побывают при съемке в масле… или в томате особенно … и их надо заново покрывать лаком …А так они сами пластмассовые, и покрыты металлической фольгой… потом расписаны…»

ollkka : « Рукодельный Вы какой!»

В:- «Да-да… я - безумно рукодельный…»
(Смеется).

На столе вместо пресс-папье стоит Чижик-пыжик… Да-да именно тот, что «на Фонтанке водку пил»…И ровно такой, какого Резо Габриадзе установил у питерской набережной…
В комнате есть еще компьтер… да не один…
Подрамники, кисти и холсты… Мастерская художника… Что с нее взять?)))
Но окно-то! Окно!
Окно… ровно как в клипе Питерская из фильма «Полет Икара».


Без особой надежды спрашиваю… Фильм-то про Митьков был…

ollkka : Я записывала Вам в Ярославле ролик – клип на песню Питерская…есть у Снайперов такая песня…Там видео-ряд в какой-то художественной мастерской снят …это не у Вас они снимались? Не в Вашей мастерской? …
Нет? Ну, значит, и вправду снимали у Митьков – у меня-то на мастерские взгляд не наметанный…
Вальран, Вы и в то время, в 1998 году, здесь жили?

В:-… Да… Я родился на Севере в КомиССР и приехал сюда учиться. Пошел на математика – это был единственный предмет, по которому у меня была четверка…остальные тройки…
(Общий смех…)
Проучился год и понял, что это совсем не то, что бы мне хотелось…Я все время тянулся за культурой, а там – какая культура? Поступил тогда на психологический факультет Ленинградского Университета. Писал курсовые и дипломы у Ядова Владимира Александровича… Он был большая величина в области социальной психологии.…»

Тут я сетую, что вообще-то некоторые целеустремленные Апрельские люди пытались систематизировать всех, кто имел к Снайперам хоть какое-нибудь отношение. Что продолжаются работы с целью этих людей как-то охарактеризовать и описать… И ужасно обидно, что имя «Вальран» там не фигурирует… «Есть у нас такая Снайперская энциклопедия…Может быть, мы со временем напишем туда про Вас…Вы не будете возражать?…»

Он не возражал…
)))

Несмотря на то, что абсолютно не хотелось никуда спешить и загонять себя в какие-то рамки… Несмотря на то, что хотелось общаться широко и свободно… обо всем на свете…У меня все же было некоторое внутреннее задание и непроясненные до сих пор вопросы…

ollkka : « А Вы когда их впервые услышали? Как их нашли? Кто Вам дал их телефон? Почему в итоге они Вам понравились? Как потом Вы стали взаимодействовать с ними?…»

Рассазывает Вальран:

Я точно не помню, как… Кто-то мне спродюсировал их… Кто-то сказал, что они хорошие девочки… Давай, послушай их! Я послушал, и потом мы много работали…
Я вообще-то далек от шоу-бизнеса…и для меня даже странно, что они мне понравились…поскольку я увлекался в основном экспериментальной музыкой, джазом…типа Гайворонского….Петровой….Волкова…Они все на разных инструментах – на аккордеоне, трубе и контрабасе - но в джазовом стиле играли….
Ну или нравилась мне экспериментальная музыка… в классическом варианте… в классической традиции . У меня и Соболенко играл…ансамбли всякие….
В то время у нас только-только возник Союз Коммерческого Авангарда и он тоже был у меня. Были театры всякие пластические….в том числе и такие, которые делают одновременно и музыку и движения… со своей особой пластикой… Это очень специфично… Был Белый театр и другие…
Были и такие музыканты, которые в процессе выступления начинали босиком танцевать… раздевались …Ну что делать, если к тому вела вся логика произведения? Если такая музыка… Порой я даже боялся, чтобы милиция не пришла… Но ничего такого никогда не было… Мы тихо вели себя…
Так что у меня Ночные Снайперы были одни в своем роде…Другой подобной музыки у меня не было…

С выступлениями у меня было железно… У меня же для каждого мероприятия или фестиваля составлялась развернутая программа…Вот здесь, видите? Расписаны по дням и часам масса самых экспериментальные коллективов Петербурга, особенно интересных на то время…
Вот Пушкинский фестиваль в 1999 году…в июне…Снайперы здесь тоже участвовали…Они открывали этот фестиваль…

(Позже, по этой дате мы установили, где же была сделана достаточно хорошо известная фотография, где Диана и Свете сидят и отвечают на вопросы на каком-то «лаптастом» фоне… Света держит в руках листок…Надись гласит: «1999_06_03 Артколегия» Оказывается, это и был Пушкинский фестиваль… Да и интерьеры Арт-Коллегии мы теперь знали оччччень хорошо…)


Все было замечательно… я присутствовал всегда и все это вел…
Обычно было так.
Открывается выставка какая-то. Публика тусуется около получаса… потом постепенно приходят еще люди…. Некоторые приходят специально на концерт… А кто-то - специально на выставку…Те, кто хотят остаться после выставки послушать – они остаются… Но приходит и дополнительная – лишь на концерт…
И когда приближался концерт, расставлялись специально купленные и заготовленные стулья и диваны… Их по-разному, в зависимости от необходимости и характера выступлений, сдвигали… все было по-разному….
Публика тоже была совершенно разная… Вот, например, на Анатомии современного искусства в марте 1998 года, первая выставка была посвящена Газо- Невскому движению…
Это то же самое, что разгон у вас в Москве Лианозовской бульдозерной выставки…Пострадал тогда наш авангард и андерграунд…то есть, это было в начале 70-х годов…
Участники тех событий - это люди, которым сегодня 60-70 лет….И, соответственно, их зрители – то же поколение….
В целом, публика была самых разных возрастов – от зеленой молодежи в виде школьников и студентов, до людей и в 70, и в 80 лет….

Когда начинался концерт, все затихало…Я приучил публику – «Концерт есть концерт. Не хотите – уходите!!! Но не надо мешать людям слушать….
Концерт длился обычно «как получится, как пойдет» …но, как правило, не меньше часа…

Интересуюсь:

ollkka :- А одевались Снайперши, как хотели? Пели они, что хотели?….
В:- АБСОЛЮТНО… Но это было до того как они постриглись… налысо…
ollkka :- А почему это у Вас как-то отдельно в памяти отмечено?...Почему Вы так обратили внимание на то, что они постриглись…?
В:- Ну, это же был все-таки вызов для того времени…- ухмыляется сегодня Вальран.
ollkka :- А что потом? Лысыми они уже что, не выступали?
В:- Конечно выступали…Но для публичных людей… а они, в общем-то, публичные уже были люди… это все же …(Тут Вальран не договаривает фразу до конца. Но контекст подсказывает что-то типа понятия «слишком» и «чересчур» ))) … У них уже была своя публика…. У них уже появились свои поклонники… Причем, яростные поклонники…

ollkka :- Да… Ну почему все, что со Снайперами связано всегда такое? Вот и поклонники у них – яростные…))) Да, есть люди, к которым можно спокойно или прохладно относиться…. Но к Снайперам – или никак, или яростно… Любить или ненавидеть… Просто загадка…. - делилась наблюдениями я.

Слушая дальше Вальрана, мы узнали, что программа выступлений артистов, ее содержание никак не выверялась и не согласовывалась с организаторами… Как правило, не было какой-то жесткой программы или структуры типа - на открытие концерт, на закрытие – концерт, а в дни между ними – просто выставки…Всякий раз было по-новому…
Снайперы были у Вальрана в самой ближайшей и самой надежной «обойме»… Откуда он и брал «патрон», когда было нужно. И даже уже играя потом в электричестве, приходили сюда наши Девушки именно в акустическом амплуа… Понимая, что Вальран их акустику более воспринимает… что так они ему более симпатичны…

Частенько специально печатались листовки с рекламой будущих выступлений и выставок. Именно для такой вот листовки и был написан Вальрановский текст, который я цитировала выше… Распространялись реклама в местах, куда приходили люди, способные заинтересоваться намечающимися событиями. Это была и существовавшая и в те времена «Пушкинская, 10» и в галерее «Борей», что на углу Невского и Литейного…

Рекламная листовка двух концертов в Арт-Коллегии в мае 1998 года... Один из коллективов - Ночные Снайперы На фото они во ремя концерта 7 марта 1998 года, ...Тексты принадлежит перу Вальрана.

ollkka :- Ой, Валерий Николаевич! Оказывается, многое из известного нам по концертам - и Сирин, и концерт в Достоевском… даже Света Лосева…– все это было после Вас…Ей, богу!»

Тут крайне выдержанный Вальран несколько изменился в лице и даже застыл в дверях: «… Именно после того, как появилась эта продюсерша, стали возникать между нами проблемы…»

ollkka:- «Серьезно? Почему?»
В: «…Ну, она им диктовала – где играть, где не играть…Что делать – и что не делать…Тут-то кончилось, собственно, чистое творчество… и некоммерческая деятельность …Я же работал абсолютно некоммерчески… Я работал добровольно, и все работали добровольно… А потом начался шоу-бизнес…»

ollkka:- Дело в том, что и Диана и Света в 1998 году как раз свои институты заканчивали… То есть были еще студентками… Наступало время определяться – что же дальше… чем зарабатывать на жизнь…Позже они сами говорили, что ваше сотрудничество, что выступления у вас, некоторым образом натолкнули их на мысль – попытаться сделать карьеру именно на этом поприще…

В:-«Ну, это же вполне логично… Но у нас же нет условий для такого уникального акустического дуэта...На Западе это есть… для избранной публики … там за это хорошо платят…Там есть небольшие залы для любителей, для экспериментов…Там есть специальные клубы…фестивалей полно…А у нас же если ты не уходишь в шоу-бизнес, то ты всё… ты голодный… И не понятно, как это все дальше …Здесь логика простая…
Вы спрашиваете про иной путь, который мог бы быть у Дианы и Светы… И есть ли на Западе аналогия Снайперам в виде акустических проектов …

Да та же наша Эвелина Петрова…она сейчас ездит и в Берлин, и в Лондон именно на эти фестивали…у нее акустика…она играет на аккордеоне… И Гайворонский со своей трубой - тоже…
Такое не только немцы любят…И во Франции тоже…И в Италию они ездили…на фестивали, на концерты, на конкурсы…Это нормальная акустическая музыка…
Скажете, такая музыка не приносит много денег?
Тут дело не в деньгах… там совершенно другая система…Потому что в шоу-бизнесе многое забирает вся инфраструктура…сопровождение, помещение, еще что-то… А здесь - более узкие клубы для интеллектуалов …в музыке… Подобным же образом существует кино для избранных, литература…

(Тут я подумала, что конечно в иноязычной песне хорошо бы понимать слова… Однако, мне практически все равно, о чем поют Цезария Эвора и Gotan Project…)

А я все не унимаюсь со своими вопросами относительно «темных пятен» в Снайперской биографии:
«Валерий Николаевич! Татьяна Азовцева… Вам такая знакома художница знакома?

В:- Вообще она не художница, а фанка (слово «фанка» - это от фанатка – собственный новояз Вальрана…)…Она вот у меня взяла книгу «Метафизика Петербурга» … и не отдала до сих пор…
Она влюблена была и… иногда мы пьянствовали вместе…

Понизив голос, я интересуюсь: «Влюблена была в Вас???»

Общий хохот…

В:-« Да нет! В певиц…То в одну… то в другую… то ли в одну…то ли в другую…то ли в обеих сразу… не знаю, какие дела у них были.
Там такая тусовка была! … Они какие-то разборки постоянно устраивали… Но мы все-таки частенько пьянствовали вместе…
Мне Снайперы очень нравились. Они были действительно крайне симпатичны… Их вообще публика в зале очень любила и всегда хорошо воспринимала.
И чтобы им было комфортнее и приятнее выступать, чтобы атмосфера хорошая была… всегда перед концертом следили, чтоб бутылочка коньяка была… если кому надо тонизироваться… Кто-то из них действительно тонизировался… кто-то нет… Но обязательно после концерта были какие-нибудь посиделочки… Это была такая полусемейная обстановка… просто братья и сестры от культуры, от искусства…
И все понимали это. И все ценили друг друга… Была возможность помогать - конечно я делал то, что мог… Как, в свое время, когда у меня были какие-то связи с радио - взял и засунул их туда…

Но при этом у меня выступали очень известные люди. Гайворонский – это человек, который играл с Волковым двадцать лет …Володя Волков, он когда у меня выступал, то говорил: «Мои музыканты уже не играют бесплатно, Валера, уж прости…Но я приду, конечно…»
И тащил огромный контрабас свой… То есть были там всемирно известные люди …а не только экспериментаторы какие…

Ночные Снайперы мне сразу понравились… Понравилось то, как они ведут себя, как подают себя, как презентируют….»

ollkka : - А как, а как???

В:- Они были абсолютно обаятельны… они абсолютно не играли никого… были естественны…искренни… и с очень хорошей энергетикой… а энергетика - это самое важное…

ollkka : - А энергетика, она с двух источников шла?

В:- …Нет-нет…. Там не было тогда этого…разделения…

ollkka :- Это Вы как социальный психолог утверждаете?))) ….

В: В какие-то моменты Света вела… В какие-то - Диана…Ну, Диана, она как бы считалась лидером…

ollkka :- И тогда уже тоже считалось, что она лидер?.... Как это в жизни проявлялось?

В:- Ну, это видно было, что она была лидером…

И тут моя родственница неожиданно выпаливает:

«Или просто Света позволяла быть ей лидером???»

(???Слушайте, вы умеете «банить» совершенно ракрепостившихся родственников???)

В: - В чем это проявлялось? Ну, это же всегда видно …Даже на улице… вы смотрите – идут два человека…. И вы сразу понимаете – кто из них лидер… это же вещи, которые неуловимо опознаются… хотя и не вербализуются….
НО…. На самом деле, не было тогда никакого тотального лидерства… иногда и Света брала инициативу… когда, например, Диана выдыхалась…

Девушки были чрезвычайно хорошие, талантливые и замечательные. У них было потрясающее обаяние и оно было абсолютно свое… инотонация своя…. своя стилистика в движении… Потому что волей-неволей смотришь в телеэкран и отчетливо видишь – кто что делает.

ollkka :- А мне вот, наоборот, кажется, что на тех ранних кадрах Света прямо-таки безоговорочно «ведет»… И сразу чувствуется – какая бы ни была проблема - она сразу «плечо подставит»…

В: - В этом смысле - да…
Но Диана пронзительнее была… и более оригинальна… по пластике и по голосу… у нее четче был рисунок всего…
Хотя они обе совершенно свободно себя вели… что-то притопывали… постоянно ходили… с залом общались…это и сейчас осталось…я видел как-то по телевизору…
И тогда все было также…только была более интимная обстановка…все друг друга знали… был почти квартирник… это был клуб…клуб друзей…
В выступлении никогда нельзя вычленять текст отдельно от музыкальной составляющей песни…
Нет частей, есть шоу…
Есть одновременно и движения… и энергетика…и звук…и одежда…
И важно только то, какую атмосферу они создают….Ну, а мы же все были вокруг них… совсем рядом… И очень остро чувствовали… И этот драйв был у Ночных Снайперов на очень высоком уровне… без спадов…от самого начала и до конца…

ollkka :- Ранние концерты, подобно тому, который у Вас в Арт-Коллегии записан, крайне дефицитны….Их практически нет… просто нет….даже таких любительских записей… И просто огромная благодарность – людям, сохранившим для нас возможность все это своими глазами увидеть …
Так что, Валерий Николаевич, если что по Снайперам надо – у нас все есть. И видео в том числе… Вы же абсолютно справедливо говорите, что там был такой синтез…. пластики и мимики…что составляло совершенно сногсшибательное зрелище…

В: «Абсолютно точно…»

От Вальрана постоянно идет какой-то непрерывный список имен, понятий, явлений… Только успевай все открывать для себя, усваивать да вслед за ним их постигать…

Например, вот как мы «приметили» Хвостенко и Самарина

Между делом наш радушный хозяин говорит: «А я, судя по всему, поеду в Москве сразу, как вернусь из Германии… В ОГИ где-то я буду открывать выставку… Пока еще не знаю точно, где…»

Моя любимая родственница, которая уже вовсю освоилась интересуется: «Свою выставку?»

В:- «Нет, Тиль-Мария Самарина… Будет вечер, посвященный Алексею Хвостенко, который жил в Париже… и умер год назад… Как раз годовщине его смерти мероприятие и посвящается…Называется «Мета-театр Хвостенко»… Это был такой замечательный человек, который в 60-е годы жил здесь, в России. Он – поэт, художник, режиссер, автор…
А потом уехал в Париж… и был таким центром культуры …у него и театр там был…и выставки там проводили. Был даже какое-то время президентом ассоциации русских художников во Франции…Замечательная фигура… Еще и песни Хвостенко пел…Может быть вам попадалось…

ollkka :- Нет, но теперь будем обращать внимание на это имя, все изучим внимательно …на выставку и сами придем и других людей приведем…
(Песни Хвостенко про Орландину и «Под небом голубым» оказались практически народными)

Мы рассматриваем диск Хвостенко, который выпустила газета к годовщине его смерти «Русская мысль»… В графе жанр написано : «Русский рок»…
Интересуемся, действительно ли он пел рок.

В:- « Ну, условно…Я лично считаю, что это ближе к бардовской песне… Здесь все-таки больше примат слова… Хотя и русский рок возник именно на слове…»

Н-да…и именно поэтому, конечно, Ночные Снайперы с их текстами были так восторженно приняты определенным слоем публики….

Закончив с поисками, идем всей толпой пить чай по длинному коридору… И рассматриваем крупные фото на стенах…
Это работы именно тех художников, которых Вальран называет очень известными…
Он перечисляет: «Стас Чебуткин, Китаев, Игорь Лебедев, Людмила Тоболина, Слава Михайлов, Коля Матехин, Гаврильчик, Борис Худяков, Борис Смелов, Гена Приходько…

Мы интересуемся: «Они дарят вам свои фото? Или как?»
Вальран отвечает, что случается по-разному…

На кухонных шкафах стоят огромные бутылки…Это старинные «четверти» по 2.5 литра. Мы уже подобные видели в инсталляции на выставке в ЯХМ…Их выпускали еще до войны и до революции…Такие можно видеть в фильмах про молодогвардейцев… там обычно налит самогон…Вальран покупает их на блошиных рынках…

Смакуя, пьем тот самый чай. Хозяин рекомендует глазированные булки и при этом нахваливает : «Они очень– очень свежие…пришлось каждую булочку нести в отдельном пакетике…иначе бы они склеились…»

Мои спутницы абсолютно опешили…
Organza: « …. Я думала, что Вы их сами пекли…»
Раздается всеобщий громкий смех…
Organza: «… А что? Я бы и не удивилась…»

Эх, уже ничему не поражаешься после картин, текстов, килек и фотографий… Воистину, этот человек силен во всех жанрах…
Следует непременно заметить, что и поиски, и разговоры, и чаепитие – все шло на фоне постоянных телефонных звонков со всех концов мира…

Ну, и, конечно, обсуждаем нынешний этап творчества и Арбениной, и Сургановой…
Вальран интересуется, помирились ли Девушки?
В тот момент, к сожалению, мне нечем было его порадовать.

Он философски замечает:
- А может и слава богу?!…Время и будущее покажет, кто выиграл…
Сейчас еще трудно об этом судить…

И если Вальран был ассом в Снайперском прошлом, то сегодняшний их день ДА и СС мы знали получше его…
За чаем рассказываем также про фанатско-апрельские дела…
Дискутируем по поводу символичности образа Сирина… «Проходимся» по Цветаевой и Парнок…
Еще посвящаем, в то, как готовили каждой из Девушек подарки ко Дню рождения…
Похохотали еще раз вместе по поводу слов относительно докторского чемоданчика СС…
Про Снайперский лес для ДА, Вальран сказал лаконично и просто: «Это круто…»

Когда мы угощались…в кухнюа величаво вошла пушистая кошка…
Мы стали кис-кискать и спрашивать – это мальчик или девочка?…

В:- «Это девочка… Это Муся…но она уже очень старенькая. И именно она позировала и была первоисточником для той самой картины. Только тогда она была молодая…Это она теперь такая толстая, а была совершенно балеринная…Представляете, во что она из балерины превратилась…» «Она почти ходила в вагановское училище и там училась…а теперь что?» - смеется Вальран…

Я, поглаживая, ободряю заслуженное животное: «Ах вот ты какая, киса! … Пухлявая … Ничего, ничего, Муся! Ты и сейчас прекрасно выглядишь… Подумаешь, фигура твоя кому-то не нравится…Ты такая заслуженная…Ты же, Муся, у нас натурщица…»

Пока мы распаковываем пирожные, кошка Муся идет к миске с травкой…
Ой, ну, отрадно-то как, что животное живет в холе и почете…и все-все у нее есть…

В:- « Вообще-то она царапается… Она агрессивная…но сейчас она ест… да еще и не поняла, в чем дело… Кроме того, она уже соскучилась, так как отвыкла от дам… жена у меня живет в Германии…»

Фотографируем эту красотку и обсуждаем кошачью стать… Я говорю: «Посмотрите же! Она точно такая, как на картине… Та же попа, то же лицо…)))

А разве нет???


Прошлись и по ее породе: кое-кому из нашей компании показалось, что глаза у нее не определенно персячьи… Вальран же настивал на том, что это смесь сибирской еще с чем-то…

Уходя, на дорожку, мы посетили сантехнические помещения…
Там-то в углу, на полу находился какой-то затейливый предмет, напоминавший тонкий пластиковый вкладыш в виде ячеек в конфетную коробку…Мусин?

Вальран пояснил: «Да, это Мусино… бывшая ванночка из-под конфет….ни во что другое ходить не хочет… отказывается … это ведт еще с тех пор, когда не было горшков для кошек… он уже и протекает …а она не принимает ничего иного…Ей ведь 17 лет…»

Далее с нашей стороны последовала просто немая сцена…
Я подумала: «Правильно, Муся! Скажи, им: «Я не в том возрасте, чтобы менять свои привычки…»

Уже уходя, в прихожей продолжаем обсуждать, кто какую музыку и что из нее слушает….

В:- А у меня сын младший сейчас опять вернулся к Снайперам…Он у меня учится в консерватории и играет в Мариинском театре… Он и раньше-то слушал, даже когда был совсем малышом…

ollkka :- Те, кто начинает сейчас слушать современное творчество часто к их акустике все равно возвращаются… и многие уже оттуда съехать не могут… То есть, существует масса людей, продолжающих любить Ночных Снайперов именно в той ипостаси, в какой они у Вас выступали…))

В:- Начало было блистательное и гениальное…

Мы долго прощаемся.
Хотели при этом сказать: «Вальран! Родина Вас не забудет!»
А потом решили – не стоит за всех…
Мы вот точно будем помнить его долго…

 

НАЧАЛО.

«Озолотившись» у Вальрана мы, конечно, поспешили поделиться своими радостями с Апрельскими Админами…
Ну, и поскольку, мы в Питере были гостями, случилось так, что выйти в Интернет получилось только из Эрмитажа…
Вот как выглядит Апрельская шапка среди исторических колон и пилястров…)))

Написали мы примерно следующее:

!!!!!!! получилось все задуманное и незадуманное. Везем подлинники программок из Арт-коллегии. Датировка Неизвестного концерта установлена до минут. Были в том же помещении и сняли там кадры в том же ракурсе, что и концерт. Везем 4 подлинника кассет тех времен, практически в новом состоянии, одна из них сборник 97 года, где у НС 2 песни. Есть договоренность и перспективы получить фото у фотографов тех времен. У Вальрана были только пробники. В природе существует куча фотографий от мастеров, которые сейчас имеют широкую известность… Познакомились с "натурщицей", которая послужила прототипом к песне Кошка. Натурщица живет у Вальрана и ей 17 лет.

Много-много всего. Пишем из Эрмитажа. На Апреле глючит пейджер.
ollkka -----organza-----

Вскоре мы получили приблизительно такой ответ:

…добрый вечер!
Поздравляем с таким замечательным "уловом"!!! Это просто удивительно!
Да еще и про записи говорите... Ну даже просто не представляем))) Что ж там такое может быть!!!
Мы сейчас в аське говорили об этом…эти новости очень воодушевляют!
Легенду готовы сделать хоть сейчас, в любом формате, на ваше усмотрение)))))

…вообще, если честно, поражает, насколько же много всего интересного, оказывается, можно найти, если только взяться! Ведь сколько времени существовала группа - и никто не брался всерьез за то, чтобы обнаружить и упорядочить записи, фотографии... Мероприятия те самые исследовать, в которых они участвовали... Все только ахать могут, что вот, биография неполная, белые пятна, истории неизвестные... А тут - столько людей, оказывается, есть, готовых делиться информацией!
Да... благодаря вот таким энтузиастам, как вы, мы же такого натворим!!! Ух!!!
Ну очень здорово все это, правда.... Очень ждем момента, когда все это, вами обнаруженное, увидит свет)))))

Да, не понятен один момент... Вы пишете: "Познакомились с "натурщицей", которая послужила прототипом к песне Кошка. Натурщица живет у Вальрана и ей 17 лет".
Это ей 17 лет было, когда была написана "Кошка"? или сейчас ей 17 лет? Ведь если сейчас, то на момент написания "Кошки" ей было около 12... маловато)))

Молчать!!! Фанаты тоже!!! Пауза!!! Тишина в зале!!!…
Я даже теряюсь, что там Эрмитаж передал в виде флюидов нашим адресатам в прикрепленном файле… и что они там тогда подумали…
))))))))))

 

Дома я отсканировала с большим количеством пикселей все документы и обложки. Сохранила их в четырех наиболее употребительных форматах . Кассеты перецифровала…Получился почти целый DVD…

Оценка нашей изыскательской активности со стороны посвященных Админов Апреля была очень лестной:

Это просто великолепно и невероятно, сколько вы всего раздобыли!!! Ничего подобного мы не видели... и даже не слышали, чтобы об этом как-то упоминалось! Надо же... сколько же всего таится - "в закромах")))) И наверное, они сами - владельцы раритетов - даже и не представляют, какими ценностями обладают? Как кажется...

И это даже не просто легенда, это большее! Это целый неоткрытый пласт деятельности Снайперов! Ведь мы-то всегда полагали, что для них, как это писалось в биографиях официальных, участие в разного рода акциях и выставках - это были единичные случаи... А тут оказывается, что это было, в общем-то, систематическим! Они вообще, судя по всему, ни одного фестиваля питерского не пропускали)))

Ну, в общем... Тут материалов не то что на статью хватит - тут такое можно понаписать!!! Главное теперь - упорядочить все это.... по датам, по событиям... с известными фактами биографии группы увязать... В общем, представляется мне некий грандиозный результат))) Огромное вам спасибо!!!

 

Полученные кассеты мы боялись бесцельно слушать до перевода в цифру – вдруг осыпется что-нибудь…Первое прослушивание было только при оцифровке.
Интересно, что состояние кассет было – просто как новые.
Даже внутренние вкладыши бумажные еще не были замяты на сгибах.

Рассмотрим вместе?
Касссета-сборник «НОВЫЕ РУССКИЕ» датирована сентябрем 1997 года.

Обложка поражает безвкусицей и дешевизной…
Внутри перечислена абсолютно странная компания…
Какими судьбами они туда попали?...Не было средств поодиночке записать целую кассету? не было подходящей студии?...
А так, вместе, вроде несколько поуютнее?…

Удивляют и сегодня перечисленные имена и названия песен…
«Хачики» неуклонно вызывают у меня улыбку…Некоторых исполнителей я даже знаю…

Полки музыкальных магазинов бывают завалены дисками некого Алексея Вишни…Право, не знаю, что он там исполняет…
Башаков успешно поет до сих пор, хотя и поныне пребывает в полу-андерграунде…
Поет с Костей Арбениным иногда. Имеет Башаков-бэнд, где бэк-вокалисткой выступает Настя Макарова из Ступеней…
«Возьмем да и припрёмся к Элис» - это, оказывается, башаковская пародия…
При этом из мужчин-певцов Башаков достаточно высоко стоит в моем личном рейтинге музыкальных пристрастий… Послушайте при случае…

Снайперских песен, женских песен, на данной кассете всего две…
Одна – Динина, одна – Светина…Тогда еще все поровну…Все по-честному…
«Солнце» обведено в кружок… Это связано с тем, что кассета передавалась Вальраном на радио, где незабываемое «Солнце» звучало в одном из самых первых Снайперских радийных эфиров…Было это еще до весны 1998 года… До того, как Диана и Света стали петь в галерее…
А еще веселят своеобразно указанные имена… «Света Сурганова», «Дина Арбенина»…))) И если Дина достаточно быстро стала Дианой, а Света - Светланой, то Башаков вот остался просто Мишей и до сих пор…

Издала кассету КДК_рекордз – существующая и поныне звукозаписывающая компания. Через нее Костя Арбенин, например, всегда издается…Компания имеет сеть магазинов в Питере… КДК – идет от словосочетания Кудыкина гора…

Звучание «Ты» и «Солнца» отличается от канонических…Это не акустика… Но обязательно послушайте, любители снайперского творчества! И вы будто вернетесь после долгих мытарств в родной до боли дом…

На кассетах Вальрана - в первом издании «Капли дегтя в бочке меда» 1998 г. - по сравнению с 2002 годом были две, исчезнувшие бесследно позже песни. Они просто не вошли потом в переиздание – это «Блины по-снайперски » и «Просто кончился мед».
Здесь они звучат в акустике и с совсем незнакомой мне аранжировкой.
Послушайте их обязательно! Студийная запись…
И это другие, совсем незнакомые вам «Блины»…
Ужасно узнаваемо и, вместе с тем, несколько иначе…Голос Дианы …придыхание Светы… Скрипка то трагичная… то ироничная …прямо-таки живая и говорящая… клоунская даже…

Ранее мне попадались совсем по-другому выглядявшие обложки этих старых кассет… То были плоды широко распространенных черно-белых ксероксов.
А оказалось, что обложка одной из кассет цветная… Там где Диана и Света выглядывают из чердачного окна…

Помните, именно это, но тоже черно-белое изображение висело на сайте Вилли Пшеничного, одним из первых написавшего о Снайперах в Интернете…
… А какой трогательный кадр спрятан на изнанке!
Когда лиц совсем не видно, акцент только на скрипку, на гитару и небо…
Да здравствуют цветные сканеры!
)))

Фото с лицевой стороны «…в бочке меда» выглядело, конечно, знакомым…
Очень его люблю…

А вот изнанка!!!…

Сейчас уже достаточно много времени с момента нашего открытия прошло … В Интернет-пространстве уже промелькнули подобные кадры…Может от нас же… Но тогда…
Я просто приведу цитату Апрельских Админов той поры…А уж они побольше меня были в Снайперизме…

«... Фото там, кстати, убийственные просто! По крайней мере ту, с внутренней стороны, где девушки как узники Освенцима выглядят, - я никогда еще не видела! А как увидела, так и подпрыгнула))) В сети она точно не появлялась никогда... даже странно…»

Легендарная кассета с Петропавловкой была, как видно, записана на обычной магазинной «катушке» Коника.
В нее была вложена Снайперская визитка с 3-мя их телефонами. Визитка сама небольшая – в половину обычной …

Музыкальное содержание оказалось в точности совпадающим с официально изданным позже «Детским лепетом».

Бумага, на которой отксерена обложка очень тонкая, даже просвечивала изнанка…
Видно, что от руки вписаны песни Светы и имя Валеры Тхая…Но вписаны не на этом экземпляре, а где-то на предыдущих до ксерокопирования копиях…

Абсолютно явственно представлялось, как Девушки сами, своими руками все это ксерили и вставляли обложки в самодельные кассетные альбомы…
Мы потом эти подлинники своим самым близким соратникам по Апрелю давали просто подержать … Потому что эти кассеты были те самые…
Хотелось незаметно прижаться щечкой…
)))

Весь этот материал посвящен грядущему 15летию группы Ночные Снайперы.
Но особенно – их первому концерту а галерее Арт-Коллегия Валерия Вальрана.
Случилось это НАЧАЛО практически РОВНО 10 лет назад, 7 марта 1998 года в 19.00.
В этот день Снайперы играли с перкуссией. И помогал им в этом
Алексей Иванов.

Для начала – вот вам ОСКОЛОК от галереи АРТ-КОЛЛЕГИЯ в Снайперской биографии:

Источник- http://aprelpp.ru/catalog/?member=432
Елена Долгих
1999г.

"Петербург на Невском"

...Главные героини группы - Диана Арбенина и Светлана Сурганова - работают вместе уже пять лет. За это время одна успела закончить филфак с "преподаванием русского языка для иностранцев", вторая - мединститут со специализацией "педиатрия". Одна всю жизнь играла на фортепиано и гитаре, вторая - на гитаре и скрипочке. Одна впервые вышла на сцену в свои три года, вторая - в семь, но сразу - с ля-минорным концертом Вивальди. Весной прошлого года "Арт-галерея" пригласила группу на открытие тридцатидневного фестиваля искусств. "После покатило. Мы поняли, что этим можно прицельно заниматься ". Публика, по ее собственному выражению, "замерла столбиком": меняющийся, но всегда отточенный сценический образ группы, адекватность аранжировок и, главное, тексты оказались слишком качественными для новоявленных исполнителей.


Вот как писала об этом фестивале пресса тех лет:

Фестиваль “Анатомия современного искусства Санкт-Петербурга” был одной из первых попыток ретроспективного показа ленинградского и петербургского независимого искусства 60 - 90-х гг прошлого столетия - так называемую "Газаневщину" (имеется в виду выставки в ДК им.Газа и "Невский", 1974 и 1975 гг.). Как известно, широкий зритель был практически незнаком с данным пластом культуры, поскольку большинству участников этого движения пришлось эмигрировать, спасать - увозить картины.
"Газаневщина"- первые официально разрешенные выставки независимых художников в ДК им. Газа (1974 г.) и ДК "Невский" (1975 г.).

В галерее "Арт-Коллегия", что на Лиговском, 64, с 3 по 23 марта проходит фестиваль "Анатомия современного искусства Санкт-Петербурга" (на буклете жутковатые, не до конца анатомизированные люди), задача которого "предельно актуализировать художественную жизнь Санкт-Петербурга". Проводятся выставки, поэтические чтения, концерты, теоретические семинары и даже философская конференция, исследуется "ландшафт художественной культуры Санкт-Петербурга", составленный из различных направлений, школ, групп и отдельных творцов.

Рассмотрев как следует картины, публика слушала выступления поэтов. Вообще отношение между художниками носят все более родственный, семейный характер, что и естественно, коли на протяжении десятилетий да еще на фоне общественных потрясений встречались, запоминали друг друга, демонстрировали достижения, по-настоящему важные почти лишь только одним им самим.

Кажется, петербургский миф сложился давно и окончательно, и все о нем сказано, все написано - легенды, "физиологии", анекдоты. Оказывается, не все. Во всяком случае, собравшимся на арт-фестивале "Анатомия современного искусства Санкт-Петербурга" …было о чем поговорить.

Прежде всего прозвучал вопрос: почему некоторые города способны порождать миф о себе, становиться фантастическими, а другие - нет? И почему иные из фантастических городов, как, например, Берлин, с течением времени перестают быть таковыми, а иные, как, например, Петербург, и не думают трезветь и уплощаться?
Жалко было, что публики в зале оказалось немногим более, чем участников беседы. Не то чтобы на дне кофейных чашек была найдена истина, не то чтобы кто-нибудь ответил на вопрос, но сколько всего тут же припомнилось!

Пошли воспоминания детства: кто-то мастерски описал тот ленинградский дом, куда его, шестилетнего, привезли из другого города - все эти арки, замшелые стены, дровяную сырость, и кровельные листы, по которым ходили, и мансардные окна, куда заглядывали. Описал не просто, а имея в виду, что, во-первых, не будь всего этого, не было бы позже и взрослого писателя, а во-вторых, не миф, не идея важны для нас, а наше живое творящее воображение. Если оно остывает - не спасет уже никакой миф.

В наше время некогда размышлять - так вот, спасибо хотя бы фестивалю. Он проводится в галерее ART COLLEGIUM, что на Лиговском, 64, в течение почти всего марта - с 3 по 23 число - и организован следующим образом: часто меняющиеся художественные выставки (каждая по два дня), а на их фоне - поэтические чтения, встречи с прозаиками, концерты, теоретические семинары и философская конференция, где представлены "различные поколения, направления, школы, группы художников, поэтов, музыкантов, критиков, философов, чье творчество сегодня определяет ландшафт художественной культуры Санкт-Петербурга".

Действительно, тут и "Петербургский экспрессионизм", и "Школа Акимова", и "Художники эпохи потрясений", и "митьки", и "Новая Академия" - всего десять выставок, - и множество известных и неизвестных литераторов, часть из которых уже поведала свои откровения миру, а часть только собирается. Остается только удивляться энергии и неутомимости оргкомитета фестиваля и особенно председателя Валерия Вальрана. Ну и конечно, похвальной широте взглядов, которая, надо надеяться, все же не превратит фестиваль в "сумбур вместо музыки" или, попросту говоря, в винегрет вместо благородного соревнования умов и талантов.

Быть может, если фестиваль пройдет удачно до конца - так, по крайней мере, как он начался, - это будет еще одним косвенным подтверждением того, что фантастический Петербург живет и развивается. В конце зрители подходили друг к другу и с неописуемым удивлением на лицах говорили: "Как, неужели такие вещи еще бывают? Ведь живешь - и кажется, что ничего не происходит, а тут, оказывается, такая бурная жизнь..."

 

Потом будет много еще концертов… Но лишь некоторые оставят в девичьей памяти отчетливые следы…
Например, такой..
Вот еще ОСКОЛОК:

Источник: http://aprelpp.ru/events/58#213

Кожевникова Наташа, Рабкина Юля
2000г.

10 неожиданных вопросов

Q : Самая неудобная поза...о чем вы сейчас подумали?

Светлана: В каком смысле? Все позы удобные. Только утомительно очень стоять в транспорте, когда над тобой нависает потный волосатый мужик и держится за поручень, касаясь локтем твоей головы. Я правильно подумала?

Q : ... в которой вам приходилось петь или играть?

Светлана: А-а-а... Ну да. В Магадане у нас была гитара без приспособления, которое называется "ремень". Приходилось задирать куда-нибудь ногу и опираться на эту ногу гитарой. А вот как-то пришлось играть лежа на полу. В арт-коллегии. Не очень удобно. Расслабляет.

Q : Самая неудобная поза, в которой вам приходилось заниматься сексом?

Светлана: В сексе нет неудобных поз.

Q : Почему арбенина надевает кепку, когда дает интервью?

Диана: потому что я снимаю очки

Q : Откуда взялось название "Ночные Снайперы"?

Диана: Я сейчас тебя задушу!!!!!!
Светлана: Я тоже. Но потом спасу.

Самое приятное, что этот момент Снайперской биографии даже запечатлен документально в виде фотографии. И это замечательное открытие среди гигабайтов давно известных снайперских фотографий неожиданно, уже дома сделала organza. Будучи «спецом» по потолкам, аркам и прочим атрибутам Арт-Коллегии, она «опознала» линолеум и межкомнатную перегородку вдали на одной из фотографий, где Сурганова лежит и играет на полу…

И все же - почему мы хотели бы подробно остановиться именно на ПЕРВОМ концерте в Арт-Коллегии?
Ну, конечно, потому, что он был там именно ПЕРВЫЙ… самый-самый первый…
Как показал дальнейший ход событий, именно на этом концерте впервые услышали Ночных Снайперов Ольга Лабынцева, Вера Дорн, Наталия Кирилова…Люди, которые впоследствие сыграют каждый свою определенную роль в жизни Ночных Снайперов…
Потом много будет людей…И концертов в Арт-Коллегии потом будет много…

Но сегодня вам удастся побывать только на одном… На самом ПЕРВОМ
Потому что от Вальрана нам досталось много- много фотографий того дня…
Нет, даже не фотографий, а маленьких-маленьких пробников…

Дело было так.
В то время пока Вальран безуспешно пытался найти у себя полноразмерное фото, я спрашиваю:

ollkka :- А откуда вообще те фотографии? Во время концертов снимали?
В:- Да… Причем, только один концерт … то есть один фестиваль снимался абсолютно полностью… Это была Анатомия современного искусства номер один…в марте 1998 года. Там как раз Эвелина Петрова играла…Аккордеон и труба… Интересное и необычное такое сочетание…

Фотограф, которого я тогда привел все-все снимал…на протяжении всего фестиваля… и все концерты тоже… Правда, я потерял связь с человеком, через которого с этим фотографом познакомился… Но попробую его найти… …не так много времени прошло….я думал, что уже лет 10, а оказывается – всего-то….семь…

ollkka :- А фотограф что, такой милый, что хранит до сих пор все эти негативы и к нему поэтому можно обратиться?

В:- Если он не идиот, то да… конечно хранит… Ему ведь заплатили за эту работу, и он сделал ее…

Organza: « И он даже не знает, чем владеет!!!»

ollkka :- Ну, для кого-то это ценность – для кого-то ничто. Человек, который много снимает, наверное даже не всегда может оценить значимость запечатленного…

В:- Снайперов гостившие у меня фотографы много снимали… Они почти всем нравились… Можно попробовать поговорить с ними… Иметь фотографию нормальную… хорошего мастера…размером где-то 20 на 30 - тоже не плохо…потому что я ведь буду говорить с мастерами, которые буквально висят на стенах…это на сегодняшний день - ведущие мастера, которые постоянно участвуют в выставках…

Обсуждая дальнейшие перспективы и открывшиеся факты, Знаток позже мне писал: «...Это означает, что тогда, в 97-98 годах, у Снайперов были профессиональные фотосессии??? Вот это здорово... И никто об этом не знает!»

Тогда я ответила так: «Нет, отдельных фото-сессий не было. Но Вальрановские друзья и соратники снимали концерты у него в Галерее…»
(Сейчас же я имею несколько иные сведения… Профессиональные фотосессии все же были)))

Однако, несмотря на своместные усилия, фотограф, снимавший ту первую Арт-Коллегию 7 марта 1998 года с первым концертом Снайперов у Вальрана, на сегодняшний день так пока и не найден…

Но есть восстановленные мною пробники (отпечатки на фото-бумаге в реальный размер негатива) – которые были отсканированы, разрезаны и увеличены для удобства просмотра… (Этот фотоальбом GooglePicasa КЛИКАБЕЛЕН»)

И, поверьте, ценность их от этого совсем не уменьшилась…
Практически на 90% можно утверждать, что все эти кадры никогда так полностью и не печатались. Разве что вот эти:

И благодаря этим небольшим, вырванным у забвения кадрам, можно увидеть… ощутить… представить…

КАК ЭТО БЫЛО…

Признаться, у меня не поднялась рука вырезать НИ ОДИН КАДР…
Там много есть о чем поговорить…
Но сегодня закончу…

Почему-то меня никак до сих пор не «отпускает» одна фраза Вальрана.
Все кручу ее в голове… Никак однозначно смысл ее не дается… не ложится…
Он писал так:
«Не мы выбираем поприще в жизни, а оно нас.
Но если выбор пал, то всё остальное зависит от нас самих. Особенно это касается артистических профессий.
Художник - это не те или иные работы, даже если их изрядное количество, а путь, который выбирает художник и которому следует.

Траектория жизни у художника подчинена траектории творчества.»

Интересно… а песен это тоже касается?

автор ollkka

  13:13 06 марта 2008,  автор:   Фанни 

ollkka, большое Вам спасибо за очередную легенду! Столько замечательных подробностей - просто полное погружение: в то время и в то место... Жаль, что этот этап творчества группы практически никак не отражен в ее официальной биографии!
Удивительные масштабы информации - даже познакомившись заранее с частью этих материалов, я прочитала легенду полностью - и просто поражена :)

«Есть у нас такая Снайперская энциклопедия…Может быть, мы со временем напишем туда про Вас…Вы не будете возражать?…»

Напишем обязательно, с удовольствием! :) Только некоторые биографические данные мне понадобятся дополнительно... В общем, уточним ;)

Да, и еще, обращаясь ко всем! Прошу обратить особое внимание на ссылку с фотографиями! Выложенные там альбомы совершенно уникальны - это впервые нам предоставляется возможность увидеть такое количество Снайперских фотографий "дораскрученного", "долосевского" периода". До этого момента мы имели возможность увидеть в основном только случайно "всплывшие", буквально единичные фотографии Снайперов этих лет: ведь более-менее регулярные их съемки начались только в конце 1998 года.
А здесь... несколько десятков Снайперских фотографий с такого знаменательного, в полном смысле исторического концерта, открывшего целый этап в жизни группы... Безмерная наша благодарность от имени сайта всем, кто сделал, сохранил, передал на всеобщее обозрение эти замечательные "секретные материалы" :)

Отредактировано 13:17 06 марта 2008 Фанни
ollkka!
  14:16 06 марта 2008,  автор:   Algo 

Присоединяюсь к словам благодарности.
Вы с organz'ой просто герои, настоящие следопыты и подвижники культуры и подлинного творчества!
Спасибо огромное за рассказ.

****

Много в легенде интересных наблюдений, фактов и документов.
Но вот на чем особенно хочется остановить внимание.
Тем более теперь, когда "память покрыта такими большими снегами".

Вальран дает четкую причину и отсечку того момента с которого "начался шоу-бизнес…"
Мы теперь можем только гадать, что стало бы с Ночными Снайперами, не войди в их жизнь Светлана Лосева.
Как могла бы развиваться группа, не перейдя "Рубеж".

Возможно, Снайперам была бы уготована роль никому не известной "элитарной группы" для очень узкой тусовки.
Как звучали бы тогда "страха нет" сегодня и появился ли б "морячок"?
Возможно, рано или поздно, Снайперы пришли бы к "электричеству" другим путем. Кто знает, привел бы этот путь к распаду группы?
А возможно, Снайперы нашли бы еще какие-то способы и образы для самовыражения.

В любом случае, очень ценно так глубоко окунуться в то время и ту атмосферу, чтобы попробовать. если не найти ответы, то хотя бы задаться этими вопросами
ollkka
  22:32 06 марта 2008,  автор:   Хемуль 

Просто нет слов! Спасибо!
Настоящее погружение в события 10-летней давности.
  11:18 07 марта 2008,  автор:   cpr 

В:- Начало было блистательное и гениальное…
...
Огромное спасибо!
  21:19 07 марта 2008,  автор:   baur 

Спасибо, ollkka, за ваш труд, за вашу энергию и увлечённость. Очень интересно узнавать что-то новое про те времена, когда "Ночные Снайперы" были уникальным дуэтом. Пожалуй это самые интересные, самые притягательные страницы снайперской истории.
За десять лет многое изменилось. Воспоминания о тех временах уже имеют ностальгический характер. Но одно несомненно - эти песни прошли проверку временем и интерес к раннему творчеству не пропадает, а только растёт.
Большущее спасибо нашим "шерлок-холмсам" за это расследование. Снимаю шляпу! Надеюсь на продолжение.
  21:41 07 марта 2008,  автор:   latvijka 

Очень интересно и ценно. Спасибо!
  22:54 07 марта 2008,  автор:   Оранжевый Кот 

"Начало было блистательное и гениальное" - это было слишком очевидно, чтобы не заметить, пройти мимо... Не Лосева, так кто-то другой обязательно уцепился бы за них и вывел бы в "большой спорт"... так сказать.
Конечно, после общения (вот такого опосредованного хотя бы, благодаря ollkke) с таким тонким художником как Вальран, с его оценками и взглядами, начинаешь снова невольно сожалеть о канувшем в Лету андеграундном прошлом Снайперов.
Но всегда есть и оборотная сторона - любой из нас мог попросту не знать ИХ сегодня, будь они элитной группой для узкого круга людей.

ollkka, легенда удивительная. Мощно. Спасибо Вам!
  23:12 07 марта 2008,  автор:   Оранжевый Кот 

а фоты вообще - нет слов!
ollkka, найдите, пожалуйста, того фотографа! :)
  23:17 07 марта 2008,  автор:   Army 

Присоединяюсь к благодарностям! То, что Вы делаете, удивительно! Надеюсь, будут еще легенды ) Удачи в исследованиях и большое спасибо!
  21:51 05 марта 2009,  автор:   Фанни Питерская 

Выражаю глубокую благодарность автору статьи за великий труд сохранения и приумножения раннеснайперского архива. Было очень приятно вспомнить тот период, когда я и сама познакомилась с творчеством этой уникальной группы. Познакомилась - и буквально подсела. Их тогда не зря с наркотиком сравнивали - и по силе воздействия еще вопрос, кому отдать первенство.
Но при всем моем уважении к автору, не могу не заметить пару допущенных в тексте неточностей. Первая ищ них касается "Детского лепета"

...Он вовсе не равноценен ранней кассете с Петропавловкой. Знаю это потому, что собственноручно купила ту самую кассетку на том самом весеннем концерте в той самой Артколлегии. С черно-белом ксероксом и визиткой. За неслыханную по тем временам сумму в двадцать рублей! Это при том, что обычно самопальные и даже куда более красочно оформленные записи малоизвестных групп на концертах тогда продавались рублей за 10-12, а то и вообще за 6! Снайперы сразу подняли планку.

"Это же СНАЙПЕРЫ!" - так сказала мне старушка-вахтерша в Лесгафтовской Африке осенью девяносто девятого, кажется, года, когда цена на концерт вдруг оказалась не 10-15, как обычно, а целых тридцать рублей, и я, подрезанная собственной финансовой несостоятельностью, вынуждена была покинуть территорию клуба, перебазировавшись в широкий вестибюль. Хорошо еще, что вентиляция клуба существенно уступала качеству акустики вестибюля, по причине чего двери между ними так и не закрыли, а я получила массу удовольствия совершенно бесплатно, удобно устроившись на широком подоконнике. Мне даже видно все было отлично, только сбоку, поскольку сцена располагалась как раз напротив дверей, а зрители размещались глубже. Но вернемся к кассетам.

В Детском лепете присутствуют две песни "Птицы" и "Стерх", которых не было в более ранней версии. Да и сама запись была впоследствии отредактирована и почищена - устранены дефекты, что плюс, и обрезаны не относящиеся к делу реплики, что минус.

Во вторых, меня очень удивляет то обстоятельство, что в статье совершенно не упомянуто о беспрецедентнейшем для вальрановских фестивалей факте - ПОВТОРНОМ выступлении Снайперов на закрытии весеннего фестиваля.

Эти фестивали проводились дважды в году - весною и осенью, и длились по месяцу. Каждые два дня менялась экспозиция и выступала новая группа с музыкой или перфомансом. Один художник-фотограф (или одна группа художников-фотографов) - одна двухдневная выставка, одна группа - одно выступление в рамках фестиваля. Не знаю, было то правило гласным или негласным, но выполнялось оно довольно четко, во всяком случае я ни разу не наткнулась на повтор, хотя и старалась ходить на все выставки-выступления.


И лишь для Снайперов сделали исключение.
Я тогда пришла на выставку довольно рано, поскольку спешила по каким-то своим делам и не собиралась оставаться на концерт. Снайперы уже выступили, ничего хорошего в тот вечер не ожидалось, а дела были вроде как важные. Конечно же, были они задвинуты сразу же, как только я узнала, кто именно сегодня ожидается. Конечно же, я успела еще и обзвонить кучу знакомых, имевших домашние телефоны - мобильники тогда были как-то еще не в ходу.

Насчет диванов и стульев... Конечно, они были. Но во время концертов Снайперов их, разумеется, не хватало катастрофически. Сидели по большей части прямо на полу, чтобы задним было видно. Или стояли - но стоять можно было только вдоль стен.

В Артколегии я услышала их впервые, услышала еще на винтовой лестнице - я опоздала тогда и пришла уже после начала концерта. Услышала - и просто обалдела от силы голоса. Музыка и тексты - это потом уже было, а сначала меня зацепил именно этот шквальный голос. Двойной голос. Именно в этой слитной двойственности и была его сила.
А еще в Артколегии я впервые увидела, как хрупкая девушка чуть ли не прямо во время песни крутит сальто - с места, без разбега и подготовки, просто дурачась. Эффект усиливался от того, что это была девушка со скрипкой, ладно бы хулиганистая оторва с гитарой, гитара подобное поведение как бы изначально предполагает, а скрипка - это же что-то изначально жутко приличное.. Тогда я еще не знала их имен и постоянно путала. Одинаковые белые пиджачки, одинаковые блондинистые каре, и за гитары хватаются обе. Так что я различала их по скрипке и очкам - та, которая в интеллигентских стеклышках, вроде как скрипки в руки не брала ни разу...


Отредактировано 22:40 05 марта 2009 Фанни Питерская
2 Фанни?
  16:33 06 марта 2009,  автор:   Лёд-и-Пламень 

Извините, если не в тему. Я считала, что Фанни - только одна. А тут еще какая-то Фанни Питерская. Я запуталась. Какая из двух Фанни настоящая, и откуда взялась эта путаница?
Лёд-и-Пламень
  20:06 06 марта 2009,  автор:   Prostaya 

это два разных ника, в одном два слова, в другом одно, не перепутаете ;) представляете, они оба настоящие :)

Отредактировано 20:06 06 марта 2009 Prostaya
  10:21 08 марта 2009,  автор:   Фанни 

Здравствуйте, Фанни Питерская!
Очень здорово, что Вы появились здесь, на нашем сайте))) Вот такие живые свидетельства от тех, кто помнит выступления 10-летней давности - самая ценная вещь, я считаю... Очень интересный рассказ, большое спасибо!
Если будет время и желание - пожалуйста, расскажите нам еще что-нибудь из того времени!

войти  ник:  пароль:    регистрация

© aprelpp.ru
0.024